Классному руководителю

Советы психолога

развернуть

 

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей!

Уважаемые учителя!

  • Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности ребенка.
  • Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
  • Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.
  • Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
  • Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
  • Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
  • Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.
  •  
  •  
свернуть

Функциональные обязанности классного руководителя

развернуть

Функциональные обязанности классного руководителя

   1. В своей работе классный руководитель руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, а также иными законодательными актами Республики Беларусь в сфере
воспитания, Уставом учреждения образования, иными локальными нормативными актами.

  2. Классный руководитель в своей работе взаимодействует с руководителем учреждения образования, заместителями руководителя учреждения образования, педагогическими работниками, руководителями первичных общественных объединений, ученическим самоуправлением, другими заинтересованными лицами, а также законными представителями обучающихся с целью координации работы по формированию личности учащихся.

    3. В своей работе классный руководитель руководствуется следующими принципами: личностно ориентированный (индивидуальный) подход в воспитании, обеспечивающий уважение личности учащихся, приоритет прав и законных интересов обучающихся; содействующий социализации, саморазвитию и самореализации учащихся, формированию гражданской позиции, воспитанию здорового образа жизни учащихся, развитию ученического самоуправления, доброжелательности в отношениях с
обучающимися и их законными представителями; способствующий гуманистическому характеру воспитания, формированию позитивного восприятия жизненных принципов, направленных на профессиональное самоопределение.

   4. Работа классного руководителя должна быть подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности учащихся, коллектива класса.

  5. Классный руководитель всесторонне изучает индивидуальноличностные особенности каждого учащегося, коллектива класса,
особенности семейного воспитания учащихся, пр.

     6. Классный руководитель осуществляет в классе идеологическую и воспитательную работу с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов, потребностей и ценностных ориентации учащихся, специфики учреждения образования и социокультурной среды.

    7. Классный руководитель проводит еженедельно информационные часы с целью своевременного ознакомления учащихся с социальноэкономической, общественно-политической и культурной жизнью страны по тематике, утвержденной заместителем руководителя, отвечающего за организацию идеологической и воспитательной работы.

    8. Классный руководитель проводит еженедельно классный час, информационный час по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам дисциплинарной ответственности, результатам учебной деятельности учащихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса.

    9. Классный руководитель способствует созданию условий для успешной учебной деятельности учащихся, укреплению дисциплины в ходе образовательного процесса, развитию умений и навыков самостоятельной учебной работы, адаптации в учреждении образования, в том числе:

 9.1. осуществляет ежедневный контроль за состоянием успеваемости,учебной дисциплины, внешнего вида, досуговой занятости учащихся;

 9.2. ведет ежедневный учет посещаемости занятий; в течение учебного дня устанавливает причину отсутствия учащихся в учреждении образования, в случае отсутствия учащихся без уважительной причины уведомляет социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе либо дежурного администратора;

 9.3. постоянно информирует родителей об успеваемости, случаях нарушения дисциплины и пропусков занятий по неуважительным причинам с целью повышения ответственности родителей (законных представителей) за результаты обучения и воспитания детей.

   10. Классный руководитель способствует созданию в классе, учреждении образования здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся.

 11. Классный руководитель совместно со специалистами СППС учреждения образования изучает особенности семейного воспитания учащихся, выявляет учащихся, находящихся в социально опасном положении; проводит работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, правовому просвещению учащихся, профилактике противоправного поведения, в том числе:

   11.1. проводит обследование жилищно-бытовых условий проживания учащихся вновь прибывших – в течение недели после зачисления в учреждение образования, на всех учащихся один раз в год (сентябрь);
представляет информацию по результатам посещения семей на дому не позднее 1 октября.

 11.2. при выявлении признаков социально опасного положения учащегося незамедлительно информирует руководителя учреждения образования;

 11.3. совместно со специалистами СППС учреждения образования участвует в социальном расследовании при получении информации о социальном неблагополучии в семье учащегося;

  11.4. при признании учащегося, находящегося в социально опасном положении, вносит предложения и участвует в разработке и осуществлении плана защиты его прав и законных интересов;

 11.5. организует работу по вовлечению учащегося в объединения по интересам, факультативные занятия, спортивные секции и иные виды внеурочной занятости;

 11.6. обеспечивает своевременную подготовку установленной отчетности по проведению воспитательно-профилактической работы с учащимися, состоящими на учете.

 12. Классный руководитель оказывает педагогическую поддержку органам ученического самоуправления, первичным организациям общественных объединений «Белорусская республиканская пионерская организация», «Белорусский  республиканский союз молодежи», другим детским и молодежным общественным объединениям, деятельность которых
не противоречит законодательству Республики Беларусь.

   13. Классный руководитель развивает традиции учреждения образования; содействует обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка, защиты прав и законных интересов учащихся.

  14. Классный руководитель привлекает учащихся к общественно полезному труду, содействует вторичной занятости учащихся, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, участию в работе объединений по интересам, клубов, секций, деятельности органов ученического самоуправления.

  15. Классный руководитель осуществляет организацию воспитательного процесса с учащимися класса во внеурочное время, шестой школьный день и каникулярный период; организует участие класса в проводимых внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятиях.

  16. Перед проведением мероприятий, связанных с выходом за пределы школы (походы, экскурсии и т.д.) классный руководитель проводит с учащимися обучающие занятия по соблюдению правил дорожного движения, безопасности, правил поведения в общественных местах с оформлением протокола занятия. Во время проведения экскурсий, культурно-массовых мероприятий классный руководитель находится рядом с детьми, контролирует их поведение, несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся.

  17. Классный руководитель содействует организации питания и медицинского обслуживания учащихся в соответствии с установленными требованиями.

    18. Классный руководитель оказывает содействие по дальнейшему жизнеустройству учащихся по окончании обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования.

   19. Классный руководитель повышает квалификацию и постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство.

   20. Классный руководитель ведет плановую и учетно-отчетную документацию, установленную должностной инструкцией учителя и
настоящими функциональными обязанностями.

  21. Классный руководитель планирует воспитательную работу с учащимися с учетом специфики и особенностей класса на основе плана идеологической и воспитательной работы учреждения образования на учебный год. Разрабатывает планы идеологической и воспитательной работы на учебный год и четверть, руководствуясь примерной структурной моделью ведения документации, регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования.

 22. Классный руководитель по запросу заместителя директора по воспитательной работе предоставляет необходимую информацию о проведении идеологической и воспитательной работы с классным коллективом для аналитического отчета по воспитательной работе в учреждении общего среднего образования.

 23. Классный руководитель составляет социально-педагогическую характеристику класса, которая обновляется при необходимости в течение года.

 24. Фактическое выполнение организационно-воспитательной работы классный руководитель отражает в классном журнале.

  25. Классный руководитель участвует в работе методического объединения классных руководителей, которое создается с целью оказания методической и практической помощи в организации и проведении идеологической и воспитательной работы, повышения профессионального мастерства, обобщения и распространения лучшего опыта работы классных руководителей.

 26. Классный руководитель выполняет иные обязанности, установленные Министерством образования Республики Беларусь, органами административного управления и должностной инструкцией учителя и другими локальными нормативными актами учреждения образования.

свернуть

Пропуски учебных занятий

развернуть

Положение о пропусках

  1. Общие положения

1.1. Положение о контроле пропусков занятий учащимися вводится с целью повышения учебной мотивации учащихся и качества обучения, повышения эффективности профилактической работы по предупреждению уклонения несовершеннолетних от учебной деятельности и ответственности семьи за воспитание и обучение детей.

1.2. Положение о контроле за посещаемостью учащимися учебных занятий разработано на основании Кодекса Республики Беларусь об образовании, Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования Закона  Республики Беларусь «Об основах системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних», Положения о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1.3. Положение устанавливает требования к организации учёта посещаемости учащимися учебных занятий, осуществлению мер по профилактике пропусков, препятствующих получению общего среднего образования, и является обязательным для всех сотрудников, учащихся и их законных представителей.

1.4. Положение определяет действия классных руководителей, учителей-предметников, службы СППС и руководства учреждения, направленные на повышение качества образовательного процесса и соблюдение учебной дисциплины.

  1.  Основные требования

2.1. Учёту и анализу подлежат пропуски учебных занятий учащихся по уважительным и неуважительным причинам.

2.2. Учёт учащихся, отсутствующих на учебных занятиях, осуществляется классным руководителем в журнале ежедневного контроля посещаемости учащихся класса.

2.3. Дальнейший учёт, анализ и профилактическая работа ведётся педагогическим коллективом и руководством учреждения в соответствии с приказом директора школы.

  1. Оправдательные документы.

3.1. Уважительными причинами являются пропуски учебных занятий, подтвержденные документами:

-медицинская справка с печатью врача и печатью учреждения здравоохранения в связи с болезнью или прохождением комиссии;

-официальное заявление законных представителей на имя директора школы с указанием конкретных причин отсутствия ребенка на занятиях. Данное заявление необходимо предоставить классному руководителю заблаговременно (не менее чем за 1 день до дня отсутствия ребенка на занятиях) для дальнейшего его согласования с руководством школы, при этом законный представитель берет ответственность на себя за жизнь и здоровье ребенка, обеспечивает прохождение пропущенного учебного материала;

-официальное ходатайство организаций спортивного, эстетического и других направлений в связи с участием в соревнованиях, концертах и т.д. (также необходимо предоставить заранее);

-приказы и (или) распоряжения об освобождении учащихся от занятий в связи с участием в спортивных соревнованиях, олимпиадах и др.     

3.2. В случае непредставления оправдательного документа учащимся, его отсутствие на учебных занятиях считается без уважительной причины.

4. Меры воздействия к учащимся, допускающим пропуски занятий без уважительных причин.

4.1. Каждый случай пропусков занятий без уважительных причин должен быть рассмотрен классным руководителем.

4.2. Классный руководитель информирует законных представителей учащихся о правилах учета посещаемости, мерах профилактики пропусков уроков     без   уважительных причин:

единичный- запись в дневник, беседа с законными представителями;

неоднократные- беседа законными представителями, приглашение на   заседание Совета учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

систематический характерпропусков- законные представители приглашаются   на   повторное заседание Совета учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в КДН района направляется ходатайство о привлечении родителей к мерам общественного воздействия, на ребенка, достигшего 14-летнего возраста, налагается дисциплинарное взыскание в соответствии со ст. 126 Кодекса Республики Беларусь «Об образовании».

​4.3. За наличие пропусков занятий без уважительных причин учащемуся объявляется замечание или выговор (Кодекс Республики Беларусь об образовании, глава 14, ст.126,127.128). Советом учреждения образования по профилактике принимается решение о неудовлетворительном поведении за четверть.

4.4. Учащиеся, систематически пропускающие учебные занятия без уважительной причины, по решению Совета учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних подлежат постановке на внутришкольный контроль.

  1. Меры по предотвращению пропусков занятий без уважительных причин.

5.1. Информация о пропусках без уважительной причины доводится до сведения законных представителей через посещение семьи, в крайнем случае через обзвон родителей и запись в дневнике.

5.2.При наличии неоднократных и систематических пропусков уроков без уважительной причины законные представители приглашаются   на   повторное заседание Совета учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в КДН района направляется ходатайство о привлечении родителей к мерам общественного воздействия, на ребенка, достигшего 14-летнего возраста, налагается дисциплинарное взыскание в соответствии со ст. 126 Кодекса Республики Беларусь «Об образовании».

5.3. При отсутствии мер со стороны законных представителей, продолжении пропусков без уважительной причины обучающимися, классный руководитель и заместитель директора по воспитательной работе направляют ходатайство о проведении профилактической работы по месту работы законных представителей.

 

Примерный алгоритм контроля
за посещаемостью занятий обучающимися учреждений образования

1. Классный руководитель должен:

1.1. Ежедневно:

-к концу 1-го урока знать об отсутствующих учащихся;

-предоставить сведения об отсутствующих учащихся педагогу социальному, заместителю директора по воспитательной работе до начала 2-го урока;

-в течение 2-го урока выяснить причину отсутствия учащихся у родителей в телефонном режиме (в отдельных случаях перепроверить у медицинских работников);

- требовать от учащихся документы, дающие право на отсутствие на занятиях (медицинские справки, справки из военкомата, в исключительных случаях – объяснительные записки учащихся с подписями родителей).

1.2. Еженедельно:

при проверке дневников:

-выставить количество пропущенных уроков, в т.ч. по болезни, без уважительной причины за неделю;

-выставить количество опозданий за неделю;

-проверить наличие подписи родителей;

на классных часах:

-регулярно обсуждать причины пропусков учебных занятий учащимися.

1.3. По итогам четверти:

при подведении итогов и проверке дневников:

-отметить количество пропущенных уроков, в т.ч. по болезни, без уважительной причины за четверть;

-в первый день занятий новой четверти проверить наличие подписи родителей, свидетельствующей о том, что родители ознакомлены с результатами учебной деятельности и посещаемостью занятий своего ребенка;

на родительских собраниях:

-систематически анализировать состояние посещаемости занятий учащимися класса.

2. Педагог социальный должен:

Если учащийся не посещает школу 2 дня без уважительной причины:

- поставить в известность директора школы;

-пригласить учащегося с родителями к директору.

3. Медсестра должна (по согласованию с территориальными органами здравоохранения):

-осуществлять контроль за состоянием здоровья детей и наличием подтверждающих медицинских документов о состоянии их здоровья в случае пропусков уроков;

-принимать участие в проведении мониторинга пропусков уроков учащимися по состоянию здоровья.

4. Заместитель директора по воспитательной работе должен:

-ежедневно осуществлять оперативный учет посещаемости учащимися учебных занятий, по каждому случаю пропусков уроков без уважительных причин принимать действенные меры: совместно с педагогом социальным устанавливать местонахождение ребенка, информировать родителей в телефонном режиме;

если учащийся отсутствует в школе 2 дня без уважительной причины, пригласить учащегося с родителями на встречу к директору;

-направлять родителям учащихся, которые часто пропускают уроки без уважительных причин, письма-предупреждения за подписью директора школы об их ответственности согласно Кодексу об образовании;

-информировать инспекцию по делам несовершеннолетних РОВД о пропусках занятий учащимися, состоящими на учете в ИДН, находящимися в социально опасном положении.

5. Директор школы при наличии периодических пропусков занятий одним учащимся без уважительных причин должен:

-вынести предупреждение учащемуся в соответствии с Кодексом об образовании,

-вызвать его с родителями на заседание Совета учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

-поставить учащегося на внутренний учет,

-направить материалы в комиссию по делам несовершеннолетних, в первую очередь, в отношении учащихся, состоящих на учете в ИДН, находящихся в социально опасном положении;

-совместно со специалистами отдела образования, спорта и туризма направить ходатайство в КДН о принятии мер к родителям за неисполнение ими обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей.

свернуть

Инструктивно-методические письма, методические рекомендации

Методические рекомендации по проведению первого урока

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам

Единый информационно-образовательный ресурс