Родительский университет

План работы Родительского университета

государственного учреждения образования «Игрушковская средняя школа Крупского района"

на 2023/2024 учебный год

     Цель Родительского университета: повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

    Основные задачи Родительского университета:

     – формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

     – формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

     – обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

     – организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

    Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

     Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:

     I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IVклассов учреждений общего среднего образования,

     II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

     III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

     Формы проведения занятий: дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

     Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

– формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

– повышение интереса родителей к самообразованию;

– удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

– повышение уровня педагогической культуры родителей;

– активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

– развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

– охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

    Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся

План работы с законными представителями на 2023/2024 учебный год

ПЛАН

ГУО «Игрушковская средняя школа Крупского района»

проведения занятий с законными представителями в рамках республиканского проекта «Родительский университет»

на 2023/2024 учебный год

 

Класс

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведе-

ния

Форма проведения

Ответственные

сентябрь

1 класс

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

30.09.2023

лекция/ практикум

Титовец А.П., классный руководитель

 

3 класс

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

23.09.2023

беседа

Маковская Л.Л., классный руководитель

4 класс

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

30.09.2023

лекция/ вебинар

Горбачёва С.Б., классный руководитель

5 класс

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

23.09.2023

семинар-практикум

Романович Н.В.,

классный руководитель,

 

6 класс

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.

Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

30.09.2023

беседа

Лебедко А.Г., классный руководитель

 

7 класс

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

15.09.2023

лекция/ беседа/

Асинская Т.Д., классный руководитель

9 класс

Тема 1. Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

30.09.2023

лекция

Журко С.В., классный руководитель

 

10 класс

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.

Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.

Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня

15.09.2023

семинар-практикум

Боровцова И.П., классный руководитель

 

октябрь

2 класс

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

21.10.2023

семинар-практикум

Лунина Е.А., классный руководитель

8 класс

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

28.10.2023

беседа

Яковлева В.М., классный руководитель

11 класс

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.

Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

28.10.2023

семинар-практикум/

Козлов Э.М., классный руководитель

 

ноябрь

1 класс

Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

18.11.2023

мастер-класс

Титовец А.П., классный руководитель

5 класс

Тема 2. Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

18.11.2023

круглый стол

Романович Н.В., классный руководитель

7 класс

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

25.11.2023

круглый стол

Асинская Т.Д., классный руководитель

9 класс

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

25.11.2023

беседа

Журко С.В., классный руководитель

 

10 класс

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку

25.11.2023

дискуссия

Боровцова И.П., классный руководитель

 

декабрь

2 класс

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

16.12.2023

круглый стол

Лунина Е.А., классный руководитель

3 класс

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

16.12.2023

семинар-практикум

Маковская Л.Л., классный руководитель

 

4 класс

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

16.12.2023

семинар-практикум

Горбачёва С.Б., классный руководитель,

 

6 класс

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

23.12.2023

семинар-практикум

Лебедко А.Г., классный руководитель

 

8 класс

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

23.12.2023

семинар-практикум

Яковлева В.М., классный руководитель

 

11 класс

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

23.12.2023

беседа

Козлов Э.М., классный руководитель

 

январь

1 класс

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

27.01.2024

круглый стол/ дискуссия

Сапранович В.В.,классный руководитель

3 класс

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

27.01.2024

беседа/ дискуссия/

Маковская Л.Л., классный руководитель

 

февраль

2 класс

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

24.02.2024

лекция/ семинар-практикум

Лунина Е.А., классный руководитель

 

4 класс

Тема 3. Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

17.02.2024

круглый стол

Горбачёва С.Б., классный руководитель

 

5  класс

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

17.02.2024

лекция/ беседа

Романович Н.В.,

классный руководитель

 

7 класс

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

24.02.2024

дискуссия/ семинар-практикум/

Асинская Т.Д.,

классный руководитель

 

9 класс

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

24.02.2024

семинар-практикум

Журко С.В.,

классный руководитель,

 

10 класс

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП.

Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

17.02.2024

беседа/ круглый стол

Боровцова И.П.,

классный руководитель

 

март

6 класс

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

16.03.2024

круглый стол/ дискуссия

Лебедко А.Г., классный руководитель

 

8 класс

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

30.03.2024

беседа/ семинар-практикум

Яковлева В.М., классный руководитель

 

11 класс

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

23.03.2024

круглый стол/ дискуссия

Козлов Э.М., классный руководитель

 

апрель

1 класс

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

20.04.2024

семинар-практикум

Сапранович В.В., классный руководитель

 

3 класс

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.

Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

27.04.2024

семинар-практикум

Маковская Л.Л., классный руководитель

 

9 класс

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

20.04.2024

 семинар-практикум

Журко С.В.,

классный руководитель

7 класс

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

27.04.2024

беседа

Асинская Т.Д., классный руководитель

 

10 класс

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

27.04.2024

круглый стол/ дискуссия

Боровцова И.П.,

классный руководитель

 

май

11 класс

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

11.05.2024

семинар-практикум

Козлов Э.М., классный руководитель,

 

2 класс

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

18.05.2024

круглый стол

Лунина Е.А.,классный руководитель

4 класс

Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

18.05.2024

круглый стол/ дискуссия

Горбачёва С.Б.,

классный руководитель

 

5

класс

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

18.05.2024

круглый стол

Романович Н.В., классный руководитель

 

6 класс

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

25.05.2024

семинар-практикум

Лебедко А.Г., классный руководитель

 

8 класс

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

25.05.2024

круглый стол

Яковлева В.М., классный руководитель

 

 

"Жизненные цели подростков" (родительское собрание)

 

                            Проект "Родительский университет"

                Родительское собрание «Жизненные цели подростков»

 

Цель: повышение педагогических компетенций родителей в вопросах определения жизненных целей и приоритетов подростков

 

Задачи:

- обсудить с родителями жизненные цели подростков;

-  предложить рекомендации, способствующие формированию навыков целеполагания у подростков;

- вовлечь родителей в обсуждение вопросов, связанных с планированием «жизни после школы» будущего подростка;

- интегрировать воспитательные усилия семьи и школы в формировании подрастающей личности;

- продумать систему мероприятий, способствующих изменению жизненной и гражданской позиции подростка

Предварительная работа: подбор материала на заданную тему, оформление информационных памяток, подготовка тематической выставки

Методические указания:

Структура занятия: круглый стол рассчитан на родителей учащихся 8 класса. Занятие включает в себя теоретический блок, упражнения, обсуждение

Продолжительность: около 1 часа

Количество участников: 6-10 родителей

Оборудование и материалы: раздаточный материал (памятки), упражнения, ручки, листы бумаги по количеству участников

 

Высказывания на доске:

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека).

«Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации» (Иоганн Вольфганг фон Гёте).

«Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим» (Лев Николаевич Толстой).

 

 

                                                 

                                                Повестка дня:

1.Цели подросткового периода

  1. Постановка целей и их достижение

3.Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

 

 

                                                   Ход собрания

Классный руководитель: Жизненные цели личности  являются важной составляющей сложного процесса социализации и определяют содержание, направленность, активность, самочувствие человека. Они выступают показателем степени развития самосознания и социальной зрелости личности  и вместе с тем представляются совершенно необходимым компонентом мотивационно-потребностной сферы, позволяющим человеку определять свою жизненную перспективу в личностной, семейной, профессиональной сферах. Поэтому одна из главных задач родителей состоит в том, чтобы научить, направить ребенка по правильному жизненному пути, помочь определиться с жизненными целями и приоритетами и, в конечном итоге, помочь определиться с профессиональным выбором. А задача учреждения образования – содействовать осознанию родителями их важнейшей роли в формировании жизненных целей своих детей и умении учить детей эти цели достигать.

      Тема сегодняшней нашей встречи «Жизненные цели подростков» и эпиграфом к мероприятию я взяла слова индийского мыслителя, философа Свами Вивекананда:    «Каждого  человека  следует  оценивать  не  по тому,  кто  он  есть,  а  по  тому,  чего  он  реально  желает  добиться!»

      Сегодня на собрании мы с вами обменяемся мнениями, поделимся жизненным опытом. И я надеюсь, что к концу нашей встречи, вы сможете для себя сделать вывод о том, как важно знать цели своего ребенка, или как помочь ему их определить, или как правильно направить ребёнка по жизненному пути.

       Попробуем разобраться в парадоксе древнегреческих ученых:

Если я знаю, что я ищу, то зачем я ищу,

    а если не знаю, что я ищу, то зачем я ищу,

                     а если я не знаю, что я ищу, то как же я могу искать.

(Заслушивание мнения родителей)

     Психологи выделяют много признаков в поведении ребёнка, по которым можно определить, есть ли жизненная установка (цель) у него или нет. Я вам хочу привести несколько признаков в поведении детей, у которых нет жизненных целей: (Приложение 1)

1) Чрезмерно играет в компьютерные игры;

2)Разговаривает по телефону в течение нескольких часов;

3)Ленивое времяпровождение у телевизора.

4)Демонстративное нарушение школьной дисциплины

5) Курение и выпивка

6)Употребление наркотиков

7)Грубость  в отношении сверстников и взрослых

8)Унижение маленьких и слабых

9)Ложь даже без причин

10) Доказывание своей правоты только с помощью силы

11)Разрисовывание стен

12)Порча школьного имущества

13)Гуляние на улице в течение долгого времени

14)Совершение других аморальных и противоправных поступков и т.д.

 Классный руководитель: А теперь вы, родители, постарайтесь  честно ответить на  предложенные вашему вниманию вопросы.

 Вопросы для обсуждения:

  1. Кем вы видите своего ребенка в будущем?
  2. Знакомы ли вы с его жизненными целями? Одобряете ли вы их?
  3. Как вы помогаете ему достигать жизненные цели?
  4. Что вам не нравится в его жизненных целях?
  5. Какие качества ему необходимо в себе развить, чтобы их реализовать?
  6. Кто, кроме вас, может повлиять на формирование жизненных целей вашего подростка?
  7. Чем может помочь школа в формировании жизненных целей подростка?
  8. Смогли ли вы реализовать свои жизненные цели?
  9. В чем разница между вашими целями и целями вашего ребенка? (Приложение 2)

Классный руководитель: Что делать и как помочь ! Сегодня мы обсудим это с вами.

ткрытый диалог)

 Классный руководитель:  Из ваших ответов ясно, что каждый родитель хочет видеть своего ребёнка нравственно здоровой личностью, человеком, с твёрдыми жизненными целями. Ну, а если сформулировать вопрос так: «Какая жизненная цель человека является первой?» Думаю, все согласятся, что это создание  личности.

     Классный руководитель:  Накануне собрания  ребятам был предложен опросник «Мой жизненный выбор»:(Приложение 3)

  1. Цель моей жизни – это….
  2. Мои родители знают, что моя цель жизни – это….
  3. Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно….
  4. Чтобы мои цели были реализованы, сегодня у меня получается…..
  5. Сегодня у меня пока не получается…
  6. Поддержкой в достижении моих жизненных целей являются…..
  7. Препятствием в достижении моих целей является…
  8. Для того, чтобы достичь цели, я должен…..
  9. Для того, чтобы достичь цели, я не должен…
  10. Родители стремятся меня чему -то научить (да – 6 ;нет- 0)
  11. Родители следят за моим свободным временем (да- 3; нет-1; иногда -2)
  12. Я имею конкретные обязанности по дому (да – 5; нет- 1)
  13. Я обсуждаю с родителями свое будущее (да- 6; нет- 0)

           К счастью, в нашем классе у всех детей есть свои цели, приоритеты и мечты. Из  опросника видно, что несмотря на то, что ребята являются учащимися 8 класса, многие знают: для достижения успеха нужны знания, нужно трудиться, хорошо учиться, нужны терпение, сила воли, стремление.

Но ведь существуют и долгосрочные цели, поставленные на период от года до нескольких лет. Например, цель поступить в колледж является долгосрочной, а для того, чтобы она реализовалась, от человека требуется умение ставить и выполнять ежедневные цели: выполнять домашние задания, заниматься по предметам дополнительно, пополнять свой словарный запас, расширять кругозор, заниматься исследовательской работой и т.д.

Так какой же можно сделать для себя вывод? Первично и  важно- научить подростка, правильно  направить его по жизненному пути, помочь определиться с жизненными целями и приоритетами, а в конечном итоге- помочь определиться с профессиональным выбором.

       Классный руководитель: А сейчас переходим ко второму вопросу повестки дня. Жизненная цель для ребенка-подростка важна, как ни для кого другого. Ведь она в «переходном возрасте» помогает ему, если не решить полностью, то хотя бы свести к минимуму конфликтные ситуации между ним и родителями. Жизненная цель заключается в том, что подросток четко знает, чего хочет, что для него представляет наибольший интерес и старается приложить все усилия для ее достижения. А помогать ребенку ставить перед собой какие-то определенные цели в жизни и стараться добиваться их нужно еще в детстве. Но если вы уже пропустили этот период, то отчаиваться не нужно, ведь начать никогда не поздно. При установлении жизненной цели для ребенка роль родителей очень существенна, и вам придется пожертвовать значительной частью своего свободного времени. При установлении целевой установки для подростка нельзя полагаться на то, что он уже взрослый и сам сможет решить свои проблемы. К примеру, если подросток хочет заняться каким-либо видом деятельности, нужно не только помочь ему с выбором, но и искренне радоваться вместе с ним  достижению успеха или же поддерживать в случае неудачи. Если увлечением вашего ребенка стал компьютер, нужно помочь ему разобраться в том, чего он хочет добиться в этой сфере. Это касается всего, что бы ни заинтересовало вашего ребенка. Ваша поддержка должна быть существенной, поэтому не стоит жалеть своего драгоценного времени на это. В «переходном возрасте» у подростка существует только два основных жизненных направления: на разрушение или же на созидание. Оба эти направления одинаково сильны. И именно от внимательности и чуткости родителей зависит, какое направление  выберет их ребенок, и  как оно будет руководить его дальнейшей жизнью. Этот выбор станет основой для формирования характера подростка и его будущего мировоззрения.

Давайте подумаем, какие жизненные цели и ценности определяют мировоззренческие модели современных молодых людей?

Сегодня для подростков изменился приоритет ценностей. Нынешние подростки считают приоритетными для себя цели, связанные с самоактуализацией, реализацией эстетических потребностей, потребностей в самоуважении и принадлежности к чему-то большему, чем «Я» – группе, обществу, государству, нации. Говорят, что ценность духовных целей для молодых людей за прошедшие годы возросла, в то время как ценность материального благополучия сократилась существенно. [1, с. 88]

Приоритетной ценностью подростков остается здоровье, занятие спортом.

На втором месте – приобретение уверенности в будущем.

Возраст, в котором находятся ваши дети, таит свои опасности. Очень часто дети подвержены чужому влиянию, не могут сказать «нет» и поэтому попадают в неприятные ситуации. Среди причин, которые толкают подростков на необдуманные поступки, можно назвать: моральную распущенность, духовную нищету, неуважение к закону, неумение анализировать последствия совершаемых действий. Нужно опасаться проявления в ребёнке пренебрежительного отношения к учёбе, знаниям, стремления подростка к примитивному времяпрепровождению, преобладания материальных потребностей, то есть «вещизма», так как все это приводит к проблемам в поведении, отсутствию мотивации, стремления и желания прилагать все усилия по достижению целей и как следствие их отсутствие.

Основными причинами такого состояния является отсутствие контроля со стороны родителей, а также отсутствие родительского авторитета.

Выявлено, что большая часть правонарушений совершается в вечернее и ночное время, летом и весной, т.е. тогда, когда дети находятся на улице бесконтрольно и бесцельно.

Уважаемые родители! Помните, что для активной жизни подростка и даже взрослого человека нужны стимулы, заставляющие достигать целей, двигаться вперед. Родители должны побуждать ребенка «захотеть» что-то сделать. Если у подростка богатый внутренний мир, его жизнь разносторонняя, то о стимулах можно не беспокоиться. Подростки сами могут ставить собственные цели и думать о средствах их достижения. Им свойственны стремление к победе, активность, желание узнавать и совершенствовать себя. Мотивированные дети более успешны в учебе, причем получают от этого процесса удовлетворение и не думают о слове «надо».

Если вы решили, что настало время серьёзных разговоров с детьми о смысле их жизни, целях и способах достижения, сделайте это. На сегодняшний день необходимо рассказать детям о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют цели, представления о будущем и т.п. Сейчас появилось множество книг, статей в журналах и газетах, Интернете, содержащих рецепты, которые помогут подросткам добиться успеха в жизни и быть счастливыми.

       

       Вашему вниманию я предлагаю «Копилку полезных дел» (Приложение 4)

Это участие детей в олимпиадах и творческих конкурсах, их спортивные достижения.

(Минутка отдыха. Родители знакомятся с участием их детей в учебной и внеклассной деятельности в 2022/2023 учебном году)

Классный руководитель: Растут дети, а вместе с их взрослением растет не только радость от их успехов, но и проблемы. Дети попадают в дурную компанию или секту, страдают вредными привычками, перестают понимать родных и близких людей. Увы, в свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребенке, перестают понимать, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.

Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребенка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для нее несущественны.

Ясно, что каждый родитель хочет видеть своего ребёнка нравственно здоровой личностью, человеком, с твёрдыми жизненными целями. В связи с этим хочется рассказать небольшую притчу:

Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?» [ 2, с.28]

         Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни.

Классный руководитель: Уважаемые родители! Когда ребёнок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.

          Для того, чтобы ребёнок не ошибся в своём выборе, вам нужно ему помочь разобраться в формировании его жизненных и учебных целей.

Все цели жизни человека подразделяются на 3 группы:

Первая жизненная цель — создание своей личности.

Вторая жизненная цель — создание отношений с другими людьми.

Третья жизненная цель — создание отношений с окружающей средой.

Семья и школа способны повлиять на формирование целей ребёнка, но, в сравнении со школой, влияние семьи намного больше. Семья обладает уникальными возможностями по передаче целей и общественных ценностей, средств, которыми достигаются поставленные цели.

Если у ребёнка нет цели, то и нет движения вперёд. Поэтому всё, что делается бесцельно (игра в компьютерные игры, долгие прогулки, разговоры по телефону в течение нескольких часов, ленивое времяпровождение у телевизора) не даёт ребёнку никакого морального, умственного развития, разлагает личность, способствует развитию вредных привычек, одним словом, тормозит весь процесс формирования взрослого, ответственного за свои поступки человека.

Любое действие должно быть задано целью. Вначале взрослые должны совместно с детьми ставить посильные цели, учить распределять  время и силы. Если эта работа ведётся систематически, изо дня в день, то к старшим классам школы ребёнок будет способен сам планировать свою жизнь. Это касается целей ближайшего развития: дня, недели, месяца.

        Грамотно поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где подростки могут рассчитывать только на себя, и те, где им может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей, в том числе и родителей.[3,с.240]

Классный руководитель: А теперь мы поговорим об успеваемости в школе как одном из факторов успешного достижения целей. Долгосрочной целью для ваших детей является сдача экзаменов в следующем учебном году на II ступени общего среднего образования. Ребята уже сейчас готовятся к достижению поставленной цели через повышение уровня образования и сокращение пропусков учебных занятий (Приложение 5)

       Поддержки в достижении жизненных целей ребята ждут от вас, родители. Именно на вас они надеются в сложный период своей жизни.

Многие ребята считают препятствием в достижении своих целей лень и компьютер.

Упражнения «Умные и глупые цели», «До черты»(Приложение 6)

       Мы же с вами должны детям показать, что в жизни всего нужно добиваться своими силами, пройдя и через неудачи. Педагог и родители должны заинтересовать ребёнка учёбой.

        Отечественные и зарубежные психологи советуют родителям придерживаться следующих моментов в воспитании детей: (Приложение 7)

1)Безусловно, принимать ребенка таким, какой он есть.

2)Активно слушать его переживания и потребности.

3)Беседовать с сыном или дочерью об их ближайших и будущих жизненных планах.

4) Рассказывать о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации

5) Не иронизировать по поводу несбыточных планов, стимулировать в нём желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.

6)Формировать нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.

7) Создавать ситуацию успеха, поддерживать жизненные силы и веру в успех

8)Бывать (читать, заниматься) вместе.

9) Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам.

10) Помогать, когда просит.

11) Делиться своими чувствами (значит доверять).

12)Конструктивно решать конфликты.

13) Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой...», «Мне нравится, как ты...», «Ты, конечно, справишься...», «Как хорошо, что ты у нас есть...» и другие.

14)Как можно чаще обнимать ребенка, но не «затискивать».

15)Говорить ребёнку правду, какой бы горькой она ни была, учить экономить силы для достижения цели.

16)Быть самому примером для ребёнка (самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах).

Классный руководитель: Уважаемые родители, мы выяснили: в любом случае вначале полезно просто рассказать детям о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют цели, представления о будущем. А для себя можно отметить следующие выводы и донести их до детей: (Приложение 8)

-   следовать строго к поставленной цели, учиться ее находить;

-   не предаваться бесплодным мечтаниям;

-  разрабатывать конкретные планы на будущее.

       А наше собрание мне хочется закончить словами известного американского педиатра Б.Спока:«Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете и целей которые перед ним ставите».

      Давайте поможем нашим детям найти себя в жизни, не потеряться, поставить цели и с успехом их добиться. Давайте вместе будем радоваться успехам своих детей и поддерживать их во время неудач!

     Спасибо всем за участие, рада была услышать мнение каждого из вас!

 

 

                                                                                                          

 

 

 

                                                                                       

 

 

 

                                                                                             Приложение 1                                                                                                                                                                                            

       Признаки в поведении ребёнка, по которым можно определить, есть ли жизненная установка, цель у него или нет:

1) Чрезмерно играет в компьютерные игры;

2)Разговаривает по телефону в течение нескольких часов;

3)Ленивое времяпровождение у телевизора.

4)Демонстративное нарушение школьной дисциплины

5) Курение и выпивка

6)Употребление наркотиков

7) Грубость  в отношении сверстников и взрослых

8)Унижение маленьких и слабых

9)Ложь даже без причин

10) Доказывание своей правоты только с помощью силы

11)Разрисовывание стен

12)Порча школьного имущества

13)Гуляние на улице в течение долгого времени

14)Совершение других аморальных и противоправных поступков и т.д.

 

 

 

 

 

 

                                                                                           

                                                                                               Приложение 2

 

                                     Вопросы для  родителей

  1. Кем вы видите своего ребенка в будущем?
  2. Знакомы ли вы с его жизненными целями? Одобряете ли вы их?
  3. Как вы помогаете ему достигать жизненные цели?
  4. Что вам не нравится в его жизненных целях?
  5. Какие качества ему необходимо в себе развить, чтобы их реализовать?
  6. Кто, кроме вас, может повлиять на формирование жизненных целей вашего подростка?
  7. Чем может помочь школа в формировании жизненных целей подростка?
  8. Смогли ли вы реализовать свои жизненные цели?
  9. В чем разница между вашими целями и целями вашего ребенка?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           

                                                                                                Приложение 3

Опросник для учащихся «Мой жизненный выбор»

  1. Цель моей жизни – это….
  2. Мои родители знают, что моя цель жизни – это….
  3. Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно….
  4. Чтобы мои цели были реализованы, сегодня у меня получается…..
  5. Сегодня у меня пока не получается…
  6. Поддержкой в достижении моих жизненных целей являются…..
  7. Препятствием в достижении моих целей является…
  8. Для того, чтобы достичь цели, я должен…..
  9. Для того, чтобы достичь цели, я не должен…

10.Родители стремятся меня чему -то научить   (да – 6 ;нет- 0)

  1. Родители следят за моим свободным временем (да- 3; нет-1; иногда -2)
  2. Я имею конкретные обязанности по дому (да – 5; нет- 1)

13.Я обсуждаю с родителями свое будущее   (да- 6;  нет- 0)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   Приложение 4

Школьные олимпиады

  • История: Шмат Полина (призер)
  • Физкультура и здоровье: Косырев Денис (1 место), Осипов Максим

Районные олимпиады:

  • Физкультура и здоровье: Косырев Денис ( 1 место)

Международные предметные конкурсы:

  • Русский язык (Журавлик-2022): Шмат Полина (3 место в районе), Косырев Денис(6 место в районе)

Дистанционные предметные олимпиады:

  • Дистанционная олимпиада по русскому языку: Осипов Максим

Спортивные достижения:

  • Первенство по шахматам: Осипов Максим(1 место)
  • Первенство по волейболу: Косырев Денис (призер)

Внеурочная деятельность:

  • Районный конкурс «Здравствуй, мир!»: Шмат Полина, Осипов Максим
  • Районный конкурс детского творчества «Спасатели глазами детей»: Осипов Максим ( 1 место)
  • Акция «Вам, гордость Минщины, мы дарим тепло своей души»: Головач Ольга
  • Районный конкурс детского творчества к юбилею Я.Маура: Осипов Максим

Грамота за активное участие в жизни класса и школы:

Косырев Денис, Осипов Максим, Шмат Полина

Благодарность за добросовестное дежурство по классу:

  • Гребенцова Марьяна, Шмат Полина

                                                                                                   Приложение  5

Приведите 3 отличия учебы в 7 и в 8 классе

  • сложнее стало -3
  • более серьезно стал относиться к учебе -4
  • ничем не отличается
  • нагрузка большая -3
  • все, что делаю, надо мне самому -6
  • интересней -6
  • больше д/з -2
  • больше уроков -2

Какие экзамены будешь сдавать в 9-м классе?- 6  (белорусский язык, русский язык, математика, история Беларуси)

Как будешь готовиться к экзаменам? (укажи формы)

- консультации -4

- репетитор -0

- решение пробных задач -3

  • самостоятельно -6
  • Интернет -5
  • пока не знаю -1

Кто может улучшить успеваемость?

С одной «3»: Гребенцова Марьяна

С тремя «5»: Мазнев Артем

С тремя «7»: Косырев Денис, Шмат Полина

Что поможет улучшить учебу?

Уменьшение пропусков уроков:

«Лидеры пропусков»:

за 2022/2023 учебный год

Гребенцова Марьяна, Мазнев Артем

75 дней,

из них по болезни -61

Пропущено уроков -120

По болезни – 80

                                                                                               

                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Приложение 6

                                  Упражнение «Умные и глупые цели»

Ход игры:

 Ведущий раздает карточки с названиями целей, которые начинаются с частицы «не». Участники должны переделать их в цели без частицы «не». Например, цель: «не курить» можно переделать «вести здоровый образ жизни» и т.д. Ведущий поясняет, что цели, которые мы ставим, никогда не должны начинаться с частицы «не». Иначе они не будут достигнуты.

Упражнение «До черты»

                                                      Ход игры:

     Участники с завязанными глазами должны дойти до финишной черты, расположенной на расстоянии 5-6 м от старта, и остановиться тогда, когда они, с их точки зрения, окажутся максимально близко к ней, но не переступят её. Ведущий следит, чтобы они не отклонились от прямолинейной траектории движения и не столкнулись с чем-либо.

      После игры проводится обсуждение: «Кто чем руководствовался?» Ведущий подводит итог: «Осторожные люди останавливаются заранее, имеют мало шансов на победу, а те, кто идёт далеко, действуют по принципу: «или победить, или проиграть». С какими особенностями личности это связано? В каких жизненных ситуациях важно умение дойти до черты?» Как правило, некоторые участники додумываются рассчитать путь шагами. Важно подчеркнуть, что эффективный способ достижения любой цели – разделить её на части.

      Рекомендации: финишную черту лучше начертить мелом, а также   заранее заготовить несколько платков для завязывания глаз.

 

 

 

                                                                                      

 

 

                                                                                                Приложение 7

 

                                         Советы  родителям

1)Безусловно, принимать ребенка таким. Какой он есть.

2)Активно слушать его переживания и потребности.

3)Беседовать с сыном или дочерью об их ближайших и будущих жизненных планах

4)Делиться своими планами, победами и неудачами

5)Не иронизировать по поводу несбыточных планов, стимулировать в ребенке желание доказать себе и другим и достичь поставленной цели

6)Формировать нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов

7)Создавать у ребёнка ситуацию успеха и поддерживать успехи.

8)Бывать (читать, заниматься) вместе.

9) Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам.

10) Помогать, когда просит.

11) Делиться своими чувствами (значит доверять).

12)Конструктивно решать конфликты.

13) Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой...», «Мне нравится, как ты...», «Ты, конечно, справишься...», «Как хорошо, что ты у нас есть...» и другие.

14)Как можно чаще обнимать ребенка, но не «затискивать».

15)Говорить ребёнку правду, какой бы горькой она не была

16)Быть самому примером для ребёнка!

 

 

                                                                                             Приложение 8                        

Основные выводы:

-   следовать строго к поставленной цели, учиться ее находить;

-   не предаваться бесплодным мечтаниям;

-  разрабатывать конкретные планы на будущее.

Вы можете (родитель):

  • Систематический контроль
  • Помочь в самоопределении ребенка
  • Контакт с учителями
  • Важно качество общения, а не количество

Я могу (классный руководитель):

  • Информировать детей обо всех изменениях в учебной деятельности.
  • Контролировать успеваемость и посещаемость учебных занятий и своевременно информировать родителей.
  • Помочь в разрешении конфликтных ситуаций с учителями и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              

 

                                                                                           Приложение 9

 

Памятка  «Как помочь ребенку ставить и достигать цели?»

  1. Избегайте пресыщенности. Важно, чтобы у ребёнка была мечта, которая не исполнится сама собой. Только если он приложит определённые усилия, чтобы воплотить её в жизнь. К примеру, подросток грезит новым гаджетом. Попробуйте вместе с ним задуматься: что же можно и нужно сделать, чтобы мечта сбылась? Так и появляются цели. Предложите ребёнку самому придумать план её достижения, в случае надобности помогите.
  2. Научите ребёнка грамотно формулировать цели, беседуйте с подростками и о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
  3. Избавьте ребёнка от ощущения беспомощности. Многим детям кажется (часто небезосновательно), что родители решают за них все. Как это исправить? Прежде всего, ослабить контроль, а затем показать ребенку, что многие цели он ставит себе сам и сам же их добивается. Для этого предложите составить список его достижений за прошедший год.
  4. Визуализируйте. Устройте дома вечер загадывания желаний: возьмите по ватману на каждого члена семьи, фломастеры и яркие наклейки или вырезки из журналов. Скажите ребенку, что сегодня и папа, и мама будут рисовать для себя карту мечты. Покажите пример, нарисуйте свои желания и пути их достижения в виде этапов.
  5. Поддерживайте ребёнка на пути к цели. «Будешь учиться сейчас, это пригодится тебе в будущем» – такой подход уже давно не работает, по статистике, лучшие результаты в учебе показывают те, кого поощряли за процесс – прочтение книги, а не результат – хорошую оценку в четверти. Самое главное здесь – это усилия. Такой подход научит ребенка в будущем награждать себя за достижение промежуточных целей и получать удовольствие от процесса.
  6. Отмечайте каждое достижение, даже самое маленькое.

 

 

 

 

                                                                                           Приложение 10

                                                Мудрые мысли

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека).

«Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации» (Иоганн Вольфганг фон Гёте).

«Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим» (Лев Николаевич Толстой).

«Чтобы продвигаться, надо вертеться» (Александр Ратнер).

«Легче идти вперед, чем в нужном направлении» (Михаил Генин).

«Кто не знает, куда идет, вероятно, придет не туда» (Лоренс Питер.)

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» (народная мудрость).

«Судьба желающего ведет, а нежелающего тащит».

«Дорогу осилит идущий» (народная мудрость).

«Хочешь достичь цели – поступай как умелый стрелок» (народная мудрость)

          «Каждого  человека  следует  оценивать  не  по тому,  кто  он  есть,  а  по  тому,  чего  он  реально  желает  добиться!»( Свами Вивекананда)

 

 

 

 

 

 

 

                         

                        Список использованных источников:

  1. Месникович, С.А. Особенности формирования навыков целеполагания у подростков / С.А. Месникович // Народная асвета. – 2015, – № 7. – С. 85 – 88.
  2. Жил человек…Сборник христианских притч и сказаний / Сборник – «Никея», 2012 – (80 притча).
  3. Дереклеева, Н.И. Родительские собрания. 5-11 классы / Н.И. Дереклеева. – Москва : ВАКО, 2004. – 240 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Листовки,флайеры,баннеры.

Рекомендации родителям пятиклассника

Рекомендации для родителей пятиклассников

Рекомендации для родителей пятиклассников
Переход из начального звена в среднее - важный этап в жизни ребенка. 
Успешность адаптации:
интеллектуальная готовность; 
умение общаться со сверстниками и учителями; 
соблюдение школьных правил; 
умение ориентироваться в новых ситуациях; 
эмоциональная гибкость. 
Трудности адаптационного периода:
возросший темп работы: дети не успевают быстро писать; 
возросший объем работы на уроках и дома; 
новые учителя и требования к оформлению работ; 
необходимо самостоятельно находить дополнительную информацию и
работать с ней; 
новое расписание и новые кабинеты; 
трудности со старшеклассниками. 
Некоторые проблемы пятиклассников:
в письменных работах пропускают буквы; 
не умеет применять правила, хотя знает их формулировку; 
с трудом решает математические задачи; 
невнимателен, рассеян, забывчив; 
с трудом понимает объяснения учителя; 
плохо ориентируется в пространстве; 
испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний; 
часто меняет друзей. 
Кризисные периоды:
первые 4-6 недель (сентябрь, октябрь) 
середина декабря; 
неделя после каникул в феврале; 
середина марта (особенно после каникул). 
Признаки дезадаптации:
усталый, утомленный вид ребенка; 
беспокойный ночной сон; 
трудности утреннего пробуждения, вялость; 
постоянные жалобы на плохое самочувствие; 
нежелание выполнять домашнее задание; 
негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников; 
нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне; 
повышенная тревожность, страх не соответствовать ожиданиям
окружающих; 
жалобы на события, связанные со школой; 
стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий,
переключить внимание на другие темы. 
Особенности возраста:

предподростковый возраст; 
постепенное обретение чувства взросления; 
проявление негативизма; 
с взрослыми возможные конфликты; 
эмоциональная нестабильность; 
пытается найти свою уникальность и собственное «Я»; 
замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения; 
развитие способностей и мотивация зависят от ситуации успеха; 
возраст нарциссов. 
Как помочь ребенку?
безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи, с которыми он может
столкнуться; 
создание условий для развития самостоятельности (домашние обязанности); 
спланировать свободное время ребенка; 
ненавязчивый контроль со стороны родителей; 
создание ситуации успеха; 
возможность обсудить свои школьные дела, отношения со сверстниками в
семье; 
возможность общения с одноклассниками вне школы.

Рекомендации родителям по профилактике детского суицида

Рекомендации родителям по профилактике детского суицида.

Если хоть что-то в поведении вашего ребенка вам показалось странным, либо тревожным, немедленно бросайте все свои дела и старайтесь практически все время проводить рядом с ребенком до тех пор, пока не будете твердо уверенны в том, что суицидальное настроение вашего ребенка ушло без следа. Бейте тревогу! Не ждите, что всё пройдёт само собой. Остановите его, подошедшего слишком близко к опасной черте. Ведь, возможно, ваши сын или дочь стоят уже у самого края.

1.Будьте предельно осторожны в своих словах и действиях.

2.Не обижайте ребёнка, не унижайте, не наказывайте.

3.Доверяйте ему и воспринимайте, как самостоятельную личность со своим мнением и желанием.

4.Загляните в глаза ребёнка, который рядом с вами.

5.Как можно чаще ведите с ребёнком «разговоры по душам».

6.Общение с ребёнком ведите на позитиве.

7.Создавайте «ситуацию успеха» для ребёнка.

8.Повышайте самооценку ребёнка, ведь заниженная самооценка ведёт к тревожности, замкнутости, неуверенности, комплексу неполноценности.

9.Чаще улыбайтесь, дарите радость детям.

10.Любите и дорожите своим ребенком.

11.Чаще обнимайте своего сына и дочь.

12.Покажите своему ребёнку, что он вам небезразличен, пусть он почувствует себя любимым. Убедите его, что безвыходных ситуаций не бывает, что все беды – временны! И вы всегда будете с ним рядом.

Требования к внешнему виду учащихся

Уважаемые родители и учащиеся!

    В Беларуси вводится обязательная школьная форма с 2023 года.

    В Беларуси с 1 сентября будущего учебного года 2023-2024 единство в школьной одежде. Об этом сообщил глава Минобразования.

    В ходе образовательного процесса во всех видах учреждений общего среднего образования учащиеся І-ХІ классов придерживаются одежды делового стиля. Ношение одежды делового стиля учащимися учреждений общего среднего образования является нормой, которая определяется уставом и правилами внутреннего трудового распорядка учреждения общего среднего образования. В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Кодекса Республики Беларусь об образовании учреждение образования обязано обеспечить разработку и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка учреждения образования.

    Школа – это официальное учреждение, поэтому от учащихся требуется деловой официальный вид одежды.  

     Деловой стиль одежды – это строгий выдержанный стиль одежды, предназначенный для посещения учащимися учебных занятий в учреждениях общего среднего образования. Комплект одежды делового стиля должен быть многофункциональным, гигиеничным, удобным и соответствовать современным направлениям моды.

Внимание! С 01.09. 2023 года к школьной форме учащихся предъявляются следующие требования:

    мальчики – брюки делового стиля чёрного цвета, жилет трикотажный синего цвета, рубашка белая (для торжественных мероприятий), рубашка или гольф пастельных цветов  (для повседневной носки), эмблема учреждения образования, туфли черные классические. Допустимы кроссовки белого или черного цвета;

     девочки -  юбка, брюки, сарафаны делового стиля чёрного цвета, жилет синего цвета, блузка белая (для торжественных мероприятий), блузка или гольф пастельных цветов  (для повседневной носки), эмблема учреждения образования, туфли чёрные классические. Допустимы кроссовки белого и черного цвета.

    В школе неприемлемы:

  • Сильно укороченные блузки, майки и юбки, футболки с яркой аппликацией, обтягивающие джинсы, домашняя одежда и вечерние наряды.
  • ​Спортивные костюмы и обувь уместны и необходимы только на уроках физической культуры и занятиях спортивных секций.
  • Ваши вещи должны быть чистыми и аккуратными.

    Не допускаются:

  • Пирсинг, тату, яркий макияж и другие виды экзотических украшений и причёсок. Задумайтесь! Вы идете в школу, а не в клуб, на дискотеку.

    Общие принципы создания привлекательного внешнего вида:

  1. Аккуратность и опрятность

Одежда должна быть обязательно чистой, свежей, выглаженной.

Обувь должна быть чистой в течение всего учебного дня.

Внешний вид должен соответствовать общепринятым нормам делового стиля и исключать вызывающие детали.

Учащиеся должны внимательно относиться к соблюдению правил личной гигиены (волосы, лицо и руки должны быть чистыми и ухоженными).

  1. Сдержанность

Одно из главных правил делового человека при выборе одежды, обуви, при использовании парфюмерных и косметических средств – сдержанность и умеренность.

    Волосы

Стрижка аккуратная (не экстравагантная).

Волосы средней длины и длинные обязательно должны быть собраны.

Цвет волос предпочтительно естественных тонов.

    Руки

Длина ногтей должна быть удобной для работы. Ногти должны быть аккуратно подстрижены.

Лак для ногтей следует выбирать спокойных тонов, избегая ярких элементов маникюра и насыщенных цветов.

    Гигиена и макияж

Макияж дневной, легкий, естественных тонов.

Парфюмерные и косметические средства с легким нейтральным ароматом.

С 21 января в Беларуси изменятся цены на питание в школах и детских садах

    В Беларуси скорректированы денежные нормы расходов на питание в школах и детских садах. 

    Прежде такие нормы пересматривались в июне прошлого года.

    На Национальном правовом интернет-портале опубликовано постановление Совмина, которым изменены нормы расходов для возрастных групп по питанию.

Детские сады

    Ранее в детсадах было деление на возрастные группы 1–2 года и 3–6 лет, а теперь – 1–3 года и 3–7 лет.Школа

Школьники по питанию делятся на 3 возрастные группы:

6–10 лет;

11–13 лет;

14–17 лет. 

Новшествами предусматривается, что с 21 января возрастных групп останется 2: 6-10 лет, 11–18 лет.

Цены на питание школьников и дошколят

1. Садики.

Малыши в возрасте 1–3 года:

норма расходов на питание – 3,26 рубля (пребывание в саду 10,5 часа), длительность 12 часов — 4,03 рубля. 

Дети 3–7 лет:

норма расходов на питание при 10,5-часовом пребывании — 4,19 рубля, 12-часовом — 5,01 рубля.

Для детей, которые проживают на территории радиоактивного загрязнения, санаторных яслей-садов, детских садов и групп нормы питания в день составят:

1–3 лет — 4,89 рубля;

3–7 лет — 6,12 рубля;

3–7 лет (диета П) — 6,06 рубля.

2. Школа.

Школьники с длительностью пребывания 6–8 часов – двухразовое питание – на питание расходы составят:

6–10 лет — 2,52 рубля, 11–18 лет — 2,94 рубля;

Школьники с длительностью пребывания 9-10,5 часа – трехразовое питание – на питание расходы составят:

6–10 лет — 3,31 рубля;

11–18 лет — 3,71 рубля.

 

Родительские университеты

https://www.adu.by/ru/uchitelyu/roditelskij-universitet.html

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО «О РЕАЛИЗАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА „РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ“»

https://docs.google.com/document/d/1aJLBPNFj7ZOAQIODQKfJ3sn9ak03_pJj/edit?usp=drivesdk&ouid=111645623587233593044&rtpof=true&sd=true