Проект "Родительский университет"
Родительское собрание «Жизненные цели подростков»
Цель: повышение педагогических компетенций родителей в вопросах определения жизненных целей и приоритетов подростков
Задачи:
- обсудить с родителями жизненные цели подростков;
- предложить рекомендации, способствующие формированию навыков целеполагания у подростков;
- вовлечь родителей в обсуждение вопросов, связанных с планированием «жизни после школы» будущего подростка;
- интегрировать воспитательные усилия семьи и школы в формировании подрастающей личности;
- продумать систему мероприятий, способствующих изменению жизненной и гражданской позиции подростка
Предварительная работа: подбор материала на заданную тему, оформление информационных памяток, подготовка тематической выставки
Методические указания:
Структура занятия: круглый стол рассчитан на родителей учащихся 8 класса. Занятие включает в себя теоретический блок, упражнения, обсуждение
Продолжительность: около 1 часа
Количество участников: 6-10 родителей
Оборудование и материалы: раздаточный материал (памятки), упражнения, ручки, листы бумаги по количеству участников
Высказывания на доске:
«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека).
«Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации» (Иоганн Вольфганг фон Гёте).
«Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим» (Лев Николаевич Толстой).
Повестка дня:
1.Цели подросткового периода
- Постановка целей и их достижение
3.Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей
Ход собрания
Классный руководитель: Жизненные цели личности являются важной составляющей сложного процесса социализации и определяют содержание, направленность, активность, самочувствие человека. Они выступают показателем степени развития самосознания и социальной зрелости личности и вместе с тем представляются совершенно необходимым компонентом мотивационно-потребностной сферы, позволяющим человеку определять свою жизненную перспективу в личностной, семейной, профессиональной сферах. Поэтому одна из главных задач родителей состоит в том, чтобы научить, направить ребенка по правильному жизненному пути, помочь определиться с жизненными целями и приоритетами и, в конечном итоге, помочь определиться с профессиональным выбором. А задача учреждения образования – содействовать осознанию родителями их важнейшей роли в формировании жизненных целей своих детей и умении учить детей эти цели достигать.
Тема сегодняшней нашей встречи «Жизненные цели подростков» и эпиграфом к мероприятию я взяла слова индийского мыслителя, философа Свами Вивекананда: «Каждого человека следует оценивать не по тому, кто он есть, а по тому, чего он реально желает добиться!»
Сегодня на собрании мы с вами обменяемся мнениями, поделимся жизненным опытом. И я надеюсь, что к концу нашей встречи, вы сможете для себя сделать вывод о том, как важно знать цели своего ребенка, или как помочь ему их определить, или как правильно направить ребёнка по жизненному пути.
Попробуем разобраться в парадоксе древнегреческих ученых:
Если я знаю, что я ищу, то зачем я ищу,
а если не знаю, что я ищу, то зачем я ищу,
а если я не знаю, что я ищу, то как же я могу искать.
(Заслушивание мнения родителей)
Психологи выделяют много признаков в поведении ребёнка, по которым можно определить, есть ли жизненная установка (цель) у него или нет. Я вам хочу привести несколько признаков в поведении детей, у которых нет жизненных целей: (Приложение 1)
1) Чрезмерно играет в компьютерные игры;
2)Разговаривает по телефону в течение нескольких часов;
3)Ленивое времяпровождение у телевизора.
4)Демонстративное нарушение школьной дисциплины
5) Курение и выпивка
6)Употребление наркотиков
7)Грубость в отношении сверстников и взрослых
8)Унижение маленьких и слабых
9)Ложь даже без причин
10) Доказывание своей правоты только с помощью силы
11)Разрисовывание стен
12)Порча школьного имущества
13)Гуляние на улице в течение долгого времени
14)Совершение других аморальных и противоправных поступков и т.д.
Классный руководитель: А теперь вы, родители, постарайтесь честно ответить на предложенные вашему вниманию вопросы.
Вопросы для обсуждения:
- Кем вы видите своего ребенка в будущем?
- Знакомы ли вы с его жизненными целями? Одобряете ли вы их?
- Как вы помогаете ему достигать жизненные цели?
- Что вам не нравится в его жизненных целях?
- Какие качества ему необходимо в себе развить, чтобы их реализовать?
- Кто, кроме вас, может повлиять на формирование жизненных целей вашего подростка?
- Чем может помочь школа в формировании жизненных целей подростка?
- Смогли ли вы реализовать свои жизненные цели?
- В чем разница между вашими целями и целями вашего ребенка? (Приложение 2)
Классный руководитель: Что делать и как помочь ! Сегодня мы обсудим это с вами.
(Открытый диалог)
Классный руководитель: Из ваших ответов ясно, что каждый родитель хочет видеть своего ребёнка нравственно здоровой личностью, человеком, с твёрдыми жизненными целями. Ну, а если сформулировать вопрос так: «Какая жизненная цель человека является первой?» Думаю, все согласятся, что это создание личности.
Классный руководитель: Накануне собрания ребятам был предложен опросник «Мой жизненный выбор»:(Приложение 3)
- Цель моей жизни – это….
- Мои родители знают, что моя цель жизни – это….
- Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно….
- Чтобы мои цели были реализованы, сегодня у меня получается…..
- Сегодня у меня пока не получается…
- Поддержкой в достижении моих жизненных целей являются…..
- Препятствием в достижении моих целей является…
- Для того, чтобы достичь цели, я должен…..
- Для того, чтобы достичь цели, я не должен…
- Родители стремятся меня чему -то научить (да – 6 ;нет- 0)
- Родители следят за моим свободным временем (да- 3; нет-1; иногда -2)
- Я имею конкретные обязанности по дому (да – 5; нет- 1)
- Я обсуждаю с родителями свое будущее (да- 6; нет- 0)
К счастью, в нашем классе у всех детей есть свои цели, приоритеты и мечты. Из опросника видно, что несмотря на то, что ребята являются учащимися 8 класса, многие знают: для достижения успеха нужны знания, нужно трудиться, хорошо учиться, нужны терпение, сила воли, стремление.
Но ведь существуют и долгосрочные цели, поставленные на период от года до нескольких лет. Например, цель поступить в колледж является долгосрочной, а для того, чтобы она реализовалась, от человека требуется умение ставить и выполнять ежедневные цели: выполнять домашние задания, заниматься по предметам дополнительно, пополнять свой словарный запас, расширять кругозор, заниматься исследовательской работой и т.д.
Так какой же можно сделать для себя вывод? Первично и важно- научить подростка, правильно направить его по жизненному пути, помочь определиться с жизненными целями и приоритетами, а в конечном итоге- помочь определиться с профессиональным выбором.
Классный руководитель: А сейчас переходим ко второму вопросу повестки дня. Жизненная цель для ребенка-подростка важна, как ни для кого другого. Ведь она в «переходном возрасте» помогает ему, если не решить полностью, то хотя бы свести к минимуму конфликтные ситуации между ним и родителями. Жизненная цель заключается в том, что подросток четко знает, чего хочет, что для него представляет наибольший интерес и старается приложить все усилия для ее достижения. А помогать ребенку ставить перед собой какие-то определенные цели в жизни и стараться добиваться их нужно еще в детстве. Но если вы уже пропустили этот период, то отчаиваться не нужно, ведь начать никогда не поздно. При установлении жизненной цели для ребенка роль родителей очень существенна, и вам придется пожертвовать значительной частью своего свободного времени. При установлении целевой установки для подростка нельзя полагаться на то, что он уже взрослый и сам сможет решить свои проблемы. К примеру, если подросток хочет заняться каким-либо видом деятельности, нужно не только помочь ему с выбором, но и искренне радоваться вместе с ним достижению успеха или же поддерживать в случае неудачи. Если увлечением вашего ребенка стал компьютер, нужно помочь ему разобраться в том, чего он хочет добиться в этой сфере. Это касается всего, что бы ни заинтересовало вашего ребенка. Ваша поддержка должна быть существенной, поэтому не стоит жалеть своего драгоценного времени на это. В «переходном возрасте» у подростка существует только два основных жизненных направления: на разрушение или же на созидание. Оба эти направления одинаково сильны. И именно от внимательности и чуткости родителей зависит, какое направление выберет их ребенок, и как оно будет руководить его дальнейшей жизнью. Этот выбор станет основой для формирования характера подростка и его будущего мировоззрения.
Давайте подумаем, какие жизненные цели и ценности определяют мировоззренческие модели современных молодых людей?
Сегодня для подростков изменился приоритет ценностей. Нынешние подростки считают приоритетными для себя цели, связанные с самоактуализацией, реализацией эстетических потребностей, потребностей в самоуважении и принадлежности к чему-то большему, чем «Я» – группе, обществу, государству, нации. Говорят, что ценность духовных целей для молодых людей за прошедшие годы возросла, в то время как ценность материального благополучия сократилась существенно. [1, с. 88]
Приоритетной ценностью подростков остается здоровье, занятие спортом.
На втором месте – приобретение уверенности в будущем.
Возраст, в котором находятся ваши дети, таит свои опасности. Очень часто дети подвержены чужому влиянию, не могут сказать «нет» и поэтому попадают в неприятные ситуации. Среди причин, которые толкают подростков на необдуманные поступки, можно назвать: моральную распущенность, духовную нищету, неуважение к закону, неумение анализировать последствия совершаемых действий. Нужно опасаться проявления в ребёнке пренебрежительного отношения к учёбе, знаниям, стремления подростка к примитивному времяпрепровождению, преобладания материальных потребностей, то есть «вещизма», так как все это приводит к проблемам в поведении, отсутствию мотивации, стремления и желания прилагать все усилия по достижению целей и как следствие их отсутствие.
Основными причинами такого состояния является отсутствие контроля со стороны родителей, а также отсутствие родительского авторитета.
Выявлено, что большая часть правонарушений совершается в вечернее и ночное время, летом и весной, т.е. тогда, когда дети находятся на улице бесконтрольно и бесцельно.
Уважаемые родители! Помните, что для активной жизни подростка и даже взрослого человека нужны стимулы, заставляющие достигать целей, двигаться вперед. Родители должны побуждать ребенка «захотеть» что-то сделать. Если у подростка богатый внутренний мир, его жизнь разносторонняя, то о стимулах можно не беспокоиться. Подростки сами могут ставить собственные цели и думать о средствах их достижения. Им свойственны стремление к победе, активность, желание узнавать и совершенствовать себя. Мотивированные дети более успешны в учебе, причем получают от этого процесса удовлетворение и не думают о слове «надо».
Если вы решили, что настало время серьёзных разговоров с детьми о смысле их жизни, целях и способах достижения, сделайте это. На сегодняшний день необходимо рассказать детям о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют цели, представления о будущем и т.п. Сейчас появилось множество книг, статей в журналах и газетах, Интернете, содержащих рецепты, которые помогут подросткам добиться успеха в жизни и быть счастливыми.
Вашему вниманию я предлагаю «Копилку полезных дел» (Приложение 4)
Это участие детей в олимпиадах и творческих конкурсах, их спортивные достижения.
(Минутка отдыха. Родители знакомятся с участием их детей в учебной и внеклассной деятельности в 2022/2023 учебном году)
Классный руководитель: Растут дети, а вместе с их взрослением растет не только радость от их успехов, но и проблемы. Дети попадают в дурную компанию или секту, страдают вредными привычками, перестают понимать родных и близких людей. Увы, в свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребенке, перестают понимать, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.
Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребенка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для нее несущественны.
Ясно, что каждый родитель хочет видеть своего ребёнка нравственно здоровой личностью, человеком, с твёрдыми жизненными целями. В связи с этим хочется рассказать небольшую притчу:
Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?» [ 2, с.28]
Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни.
Классный руководитель: Уважаемые родители! Когда ребёнок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
Для того, чтобы ребёнок не ошибся в своём выборе, вам нужно ему помочь разобраться в формировании его жизненных и учебных целей.
Все цели жизни человека подразделяются на 3 группы:
Первая жизненная цель — создание своей личности.
Вторая жизненная цель — создание отношений с другими людьми.
Третья жизненная цель — создание отношений с окружающей средой.
Семья и школа способны повлиять на формирование целей ребёнка, но, в сравнении со школой, влияние семьи намного больше. Семья обладает уникальными возможностями по передаче целей и общественных ценностей, средств, которыми достигаются поставленные цели.
Если у ребёнка нет цели, то и нет движения вперёд. Поэтому всё, что делается бесцельно (игра в компьютерные игры, долгие прогулки, разговоры по телефону в течение нескольких часов, ленивое времяпровождение у телевизора) не даёт ребёнку никакого морального, умственного развития, разлагает личность, способствует развитию вредных привычек, одним словом, тормозит весь процесс формирования взрослого, ответственного за свои поступки человека.
Любое действие должно быть задано целью. Вначале взрослые должны совместно с детьми ставить посильные цели, учить распределять время и силы. Если эта работа ведётся систематически, изо дня в день, то к старшим классам школы ребёнок будет способен сам планировать свою жизнь. Это касается целей ближайшего развития: дня, недели, месяца.
Грамотно поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где подростки могут рассчитывать только на себя, и те, где им может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей, в том числе и родителей.[3,с.240]
Классный руководитель: А теперь мы поговорим об успеваемости в школе как одном из факторов успешного достижения целей. Долгосрочной целью для ваших детей является сдача экзаменов в следующем учебном году на II ступени общего среднего образования. Ребята уже сейчас готовятся к достижению поставленной цели через повышение уровня образования и сокращение пропусков учебных занятий (Приложение 5)
Поддержки в достижении жизненных целей ребята ждут от вас, родители. Именно на вас они надеются в сложный период своей жизни.
Многие ребята считают препятствием в достижении своих целей лень и компьютер.
Упражнения «Умные и глупые цели», «До черты»(Приложение 6)
Мы же с вами должны детям показать, что в жизни всего нужно добиваться своими силами, пройдя и через неудачи. Педагог и родители должны заинтересовать ребёнка учёбой.
Отечественные и зарубежные психологи советуют родителям придерживаться следующих моментов в воспитании детей: (Приложение 7)
1)Безусловно, принимать ребенка таким, какой он есть.
2)Активно слушать его переживания и потребности.
3)Беседовать с сыном или дочерью об их ближайших и будущих жизненных планах.
4) Рассказывать о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации
5) Не иронизировать по поводу несбыточных планов, стимулировать в нём желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
6)Формировать нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.
7) Создавать ситуацию успеха, поддерживать жизненные силы и веру в успех
8)Бывать (читать, заниматься) вместе.
9) Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам.
10) Помогать, когда просит.
11) Делиться своими чувствами (значит доверять).
12)Конструктивно решать конфликты.
13) Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой...», «Мне нравится, как ты...», «Ты, конечно, справишься...», «Как хорошо, что ты у нас есть...» и другие.
14)Как можно чаще обнимать ребенка, но не «затискивать».
15)Говорить ребёнку правду, какой бы горькой она ни была, учить экономить силы для достижения цели.
16)Быть самому примером для ребёнка (самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах).
Классный руководитель: Уважаемые родители, мы выяснили: в любом случае вначале полезно просто рассказать детям о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют цели, представления о будущем. А для себя можно отметить следующие выводы и донести их до детей: (Приложение 8)
- следовать строго к поставленной цели, учиться ее находить;
- не предаваться бесплодным мечтаниям;
- разрабатывать конкретные планы на будущее.
А наше собрание мне хочется закончить словами известного американского педиатра Б.Спока:«Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете и целей которые перед ним ставите».
Давайте поможем нашим детям найти себя в жизни, не потеряться, поставить цели и с успехом их добиться. Давайте вместе будем радоваться успехам своих детей и поддерживать их во время неудач!
Спасибо всем за участие, рада была услышать мнение каждого из вас!
Приложение 1
Признаки в поведении ребёнка, по которым можно определить, есть ли жизненная установка, цель у него или нет:
1) Чрезмерно играет в компьютерные игры;
2)Разговаривает по телефону в течение нескольких часов;
3)Ленивое времяпровождение у телевизора.
4)Демонстративное нарушение школьной дисциплины
5) Курение и выпивка
6)Употребление наркотиков
7) Грубость в отношении сверстников и взрослых
8)Унижение маленьких и слабых
9)Ложь даже без причин
10) Доказывание своей правоты только с помощью силы
11)Разрисовывание стен
12)Порча школьного имущества
13)Гуляние на улице в течение долгого времени
14)Совершение других аморальных и противоправных поступков и т.д.
Приложение 2
Вопросы для родителей
- Кем вы видите своего ребенка в будущем?
- Знакомы ли вы с его жизненными целями? Одобряете ли вы их?
- Как вы помогаете ему достигать жизненные цели?
- Что вам не нравится в его жизненных целях?
- Какие качества ему необходимо в себе развить, чтобы их реализовать?
- Кто, кроме вас, может повлиять на формирование жизненных целей вашего подростка?
- Чем может помочь школа в формировании жизненных целей подростка?
- Смогли ли вы реализовать свои жизненные цели?
- В чем разница между вашими целями и целями вашего ребенка?
Приложение 3
Опросник для учащихся «Мой жизненный выбор»
- Цель моей жизни – это….
- Мои родители знают, что моя цель жизни – это….
- Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно….
- Чтобы мои цели были реализованы, сегодня у меня получается…..
- Сегодня у меня пока не получается…
- Поддержкой в достижении моих жизненных целей являются…..
- Препятствием в достижении моих целей является…
- Для того, чтобы достичь цели, я должен…..
- Для того, чтобы достичь цели, я не должен…
10.Родители стремятся меня чему -то научить (да – 6 ;нет- 0)
- Родители следят за моим свободным временем (да- 3; нет-1; иногда -2)
- Я имею конкретные обязанности по дому (да – 5; нет- 1)
13.Я обсуждаю с родителями свое будущее (да- 6; нет- 0)
Приложение 4
Школьные олимпиады
- История: Шмат Полина (призер)
- Физкультура и здоровье: Косырев Денис (1 место), Осипов Максим
Районные олимпиады:
- Физкультура и здоровье: Косырев Денис ( 1 место)
Международные предметные конкурсы:
- Русский язык (Журавлик-2022): Шмат Полина (3 место в районе), Косырев Денис(6 место в районе)
Дистанционные предметные олимпиады:
- Дистанционная олимпиада по русскому языку: Осипов Максим
Спортивные достижения:
- Первенство по шахматам: Осипов Максим(1 место)
- Первенство по волейболу: Косырев Денис (призер)
Внеурочная деятельность:
- Районный конкурс «Здравствуй, мир!»: Шмат Полина, Осипов Максим
- Районный конкурс детского творчества «Спасатели глазами детей»: Осипов Максим ( 1 место)
- Акция «Вам, гордость Минщины, мы дарим тепло своей души»: Головач Ольга
- Районный конкурс детского творчества к юбилею Я.Маура: Осипов Максим
Грамота за активное участие в жизни класса и школы:
Косырев Денис, Осипов Максим, Шмат Полина
Благодарность за добросовестное дежурство по классу:
- Гребенцова Марьяна, Шмат Полина
Приложение 5
Приведите 3 отличия учебы в 7 и в 8 классе
- сложнее стало -3
- более серьезно стал относиться к учебе -4
- ничем не отличается
- нагрузка большая -3
- все, что делаю, надо мне самому -6
- интересней -6
- больше д/з -2
- больше уроков -2
Какие экзамены будешь сдавать в 9-м классе?- 6 (белорусский язык, русский язык, математика, история Беларуси)
Как будешь готовиться к экзаменам? (укажи формы)
- консультации -4
- репетитор -0
- решение пробных задач -3
- самостоятельно -6
- Интернет -5
- пока не знаю -1
Кто может улучшить успеваемость?
С одной «3»: Гребенцова Марьяна
С тремя «5»: Мазнев Артем
С тремя «7»: Косырев Денис, Шмат Полина
Что поможет улучшить учебу?
Уменьшение пропусков уроков:
«Лидеры пропусков»:
за 2022/2023 учебный год
Гребенцова Марьяна, Мазнев Артем
75 дней,
из них по болезни -61
Пропущено уроков -120
По болезни – 80
Приложение 6
Упражнение «Умные и глупые цели»
Ход игры:
Ведущий раздает карточки с названиями целей, которые начинаются с частицы «не». Участники должны переделать их в цели без частицы «не». Например, цель: «не курить» можно переделать «вести здоровый образ жизни» и т.д. Ведущий поясняет, что цели, которые мы ставим, никогда не должны начинаться с частицы «не». Иначе они не будут достигнуты.
Упражнение «До черты»
Ход игры:
Участники с завязанными глазами должны дойти до финишной черты, расположенной на расстоянии 5-6 м от старта, и остановиться тогда, когда они, с их точки зрения, окажутся максимально близко к ней, но не переступят её. Ведущий следит, чтобы они не отклонились от прямолинейной траектории движения и не столкнулись с чем-либо.
После игры проводится обсуждение: «Кто чем руководствовался?» Ведущий подводит итог: «Осторожные люди останавливаются заранее, имеют мало шансов на победу, а те, кто идёт далеко, действуют по принципу: «или победить, или проиграть». С какими особенностями личности это связано? В каких жизненных ситуациях важно умение дойти до черты?» Как правило, некоторые участники додумываются рассчитать путь шагами. Важно подчеркнуть, что эффективный способ достижения любой цели – разделить её на части.
Рекомендации: финишную черту лучше начертить мелом, а также заранее заготовить несколько платков для завязывания глаз.
Приложение 7
Советы родителям
1)Безусловно, принимать ребенка таким. Какой он есть.
2)Активно слушать его переживания и потребности.
3)Беседовать с сыном или дочерью об их ближайших и будущих жизненных планах
4)Делиться своими планами, победами и неудачами
5)Не иронизировать по поводу несбыточных планов, стимулировать в ребенке желание доказать себе и другим и достичь поставленной цели
6)Формировать нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов
7)Создавать у ребёнка ситуацию успеха и поддерживать успехи.
8)Бывать (читать, заниматься) вместе.
9) Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам.
10) Помогать, когда просит.
11) Делиться своими чувствами (значит доверять).
12)Конструктивно решать конфликты.
13) Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой...», «Мне нравится, как ты...», «Ты, конечно, справишься...», «Как хорошо, что ты у нас есть...» и другие.
14)Как можно чаще обнимать ребенка, но не «затискивать».
15)Говорить ребёнку правду, какой бы горькой она не была
16)Быть самому примером для ребёнка!
Приложение 8
Основные выводы:
- следовать строго к поставленной цели, учиться ее находить;
- не предаваться бесплодным мечтаниям;
- разрабатывать конкретные планы на будущее.
Вы можете (родитель):
- Систематический контроль
- Помочь в самоопределении ребенка
- Контакт с учителями
- Важно качество общения, а не количество
Я могу (классный руководитель):
- Информировать детей обо всех изменениях в учебной деятельности.
- Контролировать успеваемость и посещаемость учебных занятий и своевременно информировать родителей.
- Помочь в разрешении конфликтных ситуаций с учителями и т.д.
Приложение 9
Памятка «Как помочь ребенку ставить и достигать цели?»
- Избегайте пресыщенности. Важно, чтобы у ребёнка была мечта, которая не исполнится сама собой. Только если он приложит определённые усилия, чтобы воплотить её в жизнь. К примеру, подросток грезит новым гаджетом. Попробуйте вместе с ним задуматься: что же можно и нужно сделать, чтобы мечта сбылась? Так и появляются цели. Предложите ребёнку самому придумать план её достижения, в случае надобности помогите.
- Научите ребёнка грамотно формулировать цели, беседуйте с подростками и о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
- Избавьте ребёнка от ощущения беспомощности. Многим детям кажется (часто небезосновательно), что родители решают за них все. Как это исправить? Прежде всего, ослабить контроль, а затем показать ребенку, что многие цели он ставит себе сам и сам же их добивается. Для этого предложите составить список его достижений за прошедший год.
- Визуализируйте. Устройте дома вечер загадывания желаний: возьмите по ватману на каждого члена семьи, фломастеры и яркие наклейки или вырезки из журналов. Скажите ребенку, что сегодня и папа, и мама будут рисовать для себя карту мечты. Покажите пример, нарисуйте свои желания и пути их достижения в виде этапов.
- Поддерживайте ребёнка на пути к цели. «Будешь учиться сейчас, это пригодится тебе в будущем» – такой подход уже давно не работает, по статистике, лучшие результаты в учебе показывают те, кого поощряли за процесс – прочтение книги, а не результат – хорошую оценку в четверти. Самое главное здесь – это усилия. Такой подход научит ребенка в будущем награждать себя за достижение промежуточных целей и получать удовольствие от процесса.
- Отмечайте каждое достижение, даже самое маленькое.
Приложение 10
Мудрые мысли
«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека).
«Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации» (Иоганн Вольфганг фон Гёте).
«Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим» (Лев Николаевич Толстой).
«Чтобы продвигаться, надо вертеться» (Александр Ратнер).
«Легче идти вперед, чем в нужном направлении» (Михаил Генин).
«Кто не знает, куда идет, вероятно, придет не туда» (Лоренс Питер.)
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» (народная мудрость).
«Судьба желающего ведет, а нежелающего тащит».
«Дорогу осилит идущий» (народная мудрость).
«Хочешь достичь цели – поступай как умелый стрелок» (народная мудрость)
«Каждого человека следует оценивать не по тому, кто он есть, а по тому, чего он реально желает добиться!»( Свами Вивекананда)
Список использованных источников:
- Месникович, С.А. Особенности формирования навыков целеполагания у подростков / С.А. Месникович // Народная асвета. – 2015, – № 7. – С. 85 – 88.
- Жил человек…Сборник христианских притч и сказаний / Сборник – «Никея», 2012 – (80 притча).
- Дереклеева, Н.И. Родительские собрания. 5-11 классы / Н.И. Дереклеева. – Москва : ВАКО, 2004. – 240 с.