Помним! Знаем! Гордимся!

    

Из воспоминаний...Князева

Князева Надзея Максімаўна

    Нарадзілася 27 лютага 1927 года ў весцы Ігрушка. 

    Калі пачалася вайна, ёй было 14 год. Немцы прыйшлі ў Ігрушку. Яны размясціліся ў хаце маёй прабабулі, бо яе хата стаяла на скрыжаванні дарог і па памерах была вялікай. Потым, калі нямецкім штабам стала вясковая школа, у хату , у якой жыла Надзея Максімаўна, перанеслі школьную мэблю.

    У 1942 годзе маю бабулю разам з аднавяскоўцамі адправілі ў нямецкі тыл. З пачатку іх на санях прывезлі ў Крупкі на палігон. Раніцай наступнага дня палонных на машынах адвезлі ў Барысаў. Праз некаторы час 3усіх палонных адправілі з Барысава ў лес. Там іх прымушалі капаць акопы. Але дзеці, не маючы сілы, не спраўляліся са штодзённай нормай. А трэба было выкапаць акоп плошчай адзін на адзін метр і ў поўны рост дарослага чалавека. Дзяцей пачалі адпраўляць цераз раку Беразіну выкопваць з-пад снегу лапкі елак і маскіраваць імі акопы.

    З надыходам вясны на рацэ лёд пачаў таяць, і людзі сталі правальвацца. Тады ўсіх палонных пасадзілі на баржы і па рацэ Беразіне адвезлі ў вёску Восава. Пазней адтуль яны трапілі пад Бабруйск. Размясцілі палонных у бараках каля вескі Пескі пад Бабруйскам. Мужчыны і жанчыны жылі асобна. Бабулю разам з іншымі дзецьмі адпраўлялі гатаваць ежу на кухні. А ежу гатавалі адну для немцаў, другую - для палонных. Пражыла бабуля там амаль два гады. 

    Вясной 1944 года палонных прывезлі ў Барысаў, адкуль зноў пачалі размяркоўваць. Аглядаў палонных савецкі ўрач. Так як у бабулі былі вельмі апечаныя і параненыя рукі, яе на месяц адправілі дадому. У родную вёску яна вярталася пешшу. 

    У гэты ж час у вёску пачынаюць засяляць хворых на тыф бежанцаў са Смаленска. А самым дзіўным было тое, што за час пражывання смаленскай сям’і, ніхто з родных бабулі не захварэў. Толькі праз некалькі месяцаў пасля іх ад’езду бабуля захварэла на тыф. Яе палажылі ў вясковую тыфозную бальніцу, якая знаходзілася на тым месцы, дзе зараз пражывае Шабека Валянціна, а потым адправілі ў Крупкі. 

Калі чырвонаармейцы пачалі вызваляць Ігрушку, людзі сталі ўцякаць у вёску Вострава. У час адступлення немцы падпалілі хаты. З-за дымавой завесы людзям прыйшлося шукаць прытулку ў вёсцы Пярэсіка. Праз тры дні вяскоўцы зноў вярнуліся да родных хат, але палова з іх была спалена. 

    Было цяжка будаваць новую хату, жыць у вялікім голадзе. Праз усё гэта прайшла мая бабуля.

 

Са слоў Князевай Надзеі Максімаўны запісала Мамыка Вераніка, 

2003 год.

Из воспоминаний....

Из воспоминаний Глебко Елены Емельяновны, 

угнанной в Германию.

 

Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Но память о том тяжелом времени до сих пор живет в сердцах людей. Увы, не каждый солдат, который уходил на фронт, смог выжить. Война безжалостно сжигала жизни людей, оставляла глубокий след в памяти и психологии каждого человека. Но все-таки, есть еще люди, которые могут рассказать нам о том суровом времени: ветераны, которых мы помним и которых уважаем, узники концлагерей, к которым у нас чувство глубокого уважения.

Для того, чтобы узнать побольше о судьбе своей деревни и своих земляках, я решила навестить Глебко Елену Емельяновну. Молодой девушкой ее угнали в Германию, где заставляли работать на себя немцы. И мне было очень интересно узнать побольше о ее судьбе. Елена Емельяновна встретила меня радушно, с теплой улыбкой на устах и рыжей кошкой на руках.

- Здравствуйте, Елена Емельяновна! – сказала я, входя в чисто убранную комнату. – Как ваше здоровье?

- Здравствуй, моя внученька! – ответила она. – Здоровье ничего, хоть и приходиться пить таблетки.

Признаюсь, ее ответ меня немного огорчил. Ведь всегда хочется, чтобы люди на подобные вопросы отвечали: «Здоровье на высшем уровне».

- Мой визит к Вам связан с тематикой войны, поскольку это сейчас самая актуальная тема и у меня накопилось множество вопросов.

- Я с удовольствием побеседую с тобой на эту тему.

- Для начала расскажите о своем детстве, о своей довоенной жизни. Каково было семейное положение? Друзья, школа… 

- Ну что я могу рассказать? До войны жили хорошо, даже очень хорошо. Семья у нас была дружная, большая. Все-таки нас было четверо у папы с мамой (Говоря это Елена Емельяновна улыбается. Сразу видно, что ей приятно вспоминать о своем детстве). Отец мой был человек образованный, душевный. Работящий. Мама тоже была неплохая женщина. Вот. Жили мы дружно. Работали вместе, отдыхали тоже вместе. Я закончила 7 классов. Закончила хорошо, как и мои сестры.

- А кем работал ваш отец?

- Работал на разных работах. Был он и кладовщиком, и председателем.

- Как настигла Вас и Вашу семью война? Как Вы узнали о ней?

- Был солнечный летний день. Все собирались на работу. И вдруг над нашей деревней начали кружиться немецкие самолеты, через деревню стали идти немецкие солдаты. Главной их задачей было найти председателя деревни Острово, нашей деревни. А в то время председателем был мой отец. Мне отчетливо запомнился тот момент, когда отец схватил всех нас, всю свою семью значит, и в жито, которое росло вокруг деревни. А немецкие самолеты летают, и уже начинают обстреливать поле, где мы находимся. Но, слава Богу, все обошлось. Все живы, здоровы. Вернулись домой. Позже вернулся отец. Односельчанам спасибо, никто не выдал отца позже. А он позже снял с себя председательское звание. 

- А как Вы оказались в Германии?

- Однажды немецкие солдаты выстроили нас всех в шеренгу и стали отбирать кого куда. А я девочка была рослая, симпатичная, вот они меня и заприметили. Один подходит ко мне и тыц в меня пальцем. У меня сердце чуть от страха не разорвалось, думала расстреляют, а оказалось в Германию работать отправляют.

- Как же вас до Германии довезли? Это же далеко.

- Ехали в поезде, в вагонах где перевозят скот. Там тепло было, тесно. А нас много. Дорога была ужасная.

- Куда же попали, когда прибыли на место?

- Нас распределили. Меня отправили к хозяину. А это же был 1942 год, война в самом разгаре. Кругом голод, холод. А хозяин меня полюбил, я все делать умела. Только вот по ихнему, по немецки ничего не понимала. Но со временем стала ориентироваться. Так и жила, работала и жила.

- Какое отношение к Вам было со стороны хозяев?

- Относились к нам неплохо. Кормили три раза в день, иногда бывало украдешь даже что-нибудь из еды тайком: картошечку, яичко… Но не любили, когда их не слушались. Я и еще несколько таких же работниц однажды решили помочь заключенным в концлагере, который находился неподалеку. Собрали мы, что смогли и пошли. Но не дошли. На полпути наш план раскрыли. Всыпали по 15 ударов плетью. Я тогда неделю лежала, вся спина была опухшая.

- Что же было дальше?

- А что дальше? Вскоре хозяйка умерла и меня отдали другому хозяину, который все время был на фронте. Домой редко показывался. Так и прожила. А вскоре американцы пришли, освободили нас. Два месяца жили в лагере. Положение было ужасное. Есть было нечего. У хозяев и то лучше жилось. Приходилось выкручиваться. Ели лошадей, которых либо убило, либо сами погибли. Но тогда об этом просто не думали. Нужно было жить. А через два месяца нас стали расселять по областям. Сначала доехали до Борисова, потом до Крупок, а уж там и до родной Игрушки, и родного Острова недалеко.

- Как сложилась Ваша жизнь после войны?

- Хотела стать медиком, поступала в мед, но не поступила, не разрешили. Тогда пошла работать дома медработником. Вскоре познакомилась с будущим мужем.

- Как его звали?

- Глебко Макар Яковлевич. Он был человеком военным. Сам родом из Москвы. До того как встретил меня, хотел вернуться в Россию, но потом у него желание это пропало. Мы поженились. Он стал работать завхозом в больнице. Родились дети. Их уже трое.

- Жизнь понемногу наладилась?

- Да. Наладилась. Время пролетело незаметно. Вскоре сыновья выросли, женились. И я стала бабушкой. В данный момент я прабабушка.

- Неужели?

- Да. У меня внученька Каринка.

- Оказывает ли Вам какую-то помощь государство?

- В последние годы оказывает. Но только в последние годы.

- Что бы Вы хотели пожелать нынешнему поколению?

- Ну, что можно пожелать? Сейчас мирное время. Так пусть оно мирным и останется. Радости, веселых дней в жизни побольше, быть семейными людьми, никогда не оставаться одним. Поверьте мне, одиночество самое худшее зло. И, конечно же, хочу пожелать долгих лет жизни.

- Спасибо Вам, Елена Емельяновна, от имени всех читателей. Долгих Вам лет жизни и всех земных благ. Беседа была очень интересной.

 

                                                                  Бельченко Наталья

                                                                      Статья в газете «Крупский вестник»

                                                                      2004 год

Итоги районного этапа областного смотр-конкурса на лучший музейный уголок посвященный геноциду белорусского народа Великой Отечественной войны

Поздравляем учителя истории Журко Сергея Викторовича, награжденного дипломом 2 степени, по итогам районного этапа конкурса !

 

Посещение экспозиции "Геноцид белорусского народа в годы ВОВ"

    Чтобы на нашей земле не повторились ужасы войны, люди должны помнить, какой ценой завоеваны счастье, свобода и мир… И лучшим напоминанием этому для современного поколения выступают различные выставки, где досконально отражены события страшных военных лет.

    Именно такую выставку организованную в школьном музее посетили учащиеся начальных классов. 

    Учитель истории- Сергей Викторович Жутко рассказал детям об испытаниях в годы Великой Отечественной Войны, об ужасах, которые происходили в те времена. 

 

 

Посещение Крупского историко-краеведческого музея

    История человечества хранит много скорбных дат и ужасающих деяний, многие из которых пришлись на XX век, вместивший сразу две мировые войны. Одной из самых страшных страниц человеческой истории стала история фашистских концентрационных лагерей о которых ребятам Игрушковской средней школы рассказали сотрудники Крупского историко-краеведческого музея.