Эволюция букваря

   «Букварь» А. Клышки (1993г)  создан с учётом последних достижений психолого-педагогической науки. В нём практически реализовались принципы научения чтению и письму, которые возникали с закономерностью усвоения звукового аналитико-синтетического метода. Не оставляя без внимания то, что учить грамоте нужно на основе устного языка, близкого детям по лексике, грамматике, тематике, в букваре предлагается всевозможный материал. Ученикам постепенно подводились для осознания предложения или слова: сюжетные рисунки сопровождались надлежащим графическим обозначением. После аналитического выделения в слове определённого звука и знакомства с ним, с его литературным обозначением начинался синтез: объединение звуков в слога, слогов — в слова, слов — в предложения. Порядок знакомства со звуками и буквами: а, у, м, т, н, х, ш, р, ы, о, с, я, к, і, п, в, з, ж, э, й, ь, е, б, д, ч, г, я, ў, ц, дз, ё, ю, ф, апостроф, дж.  Для детей он стал настоящей энциклопедией природы и жизни. Навык письма вырабатывался параллельно с чтением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         «Букварь» А. Клышки (1977г). В 1968 году объявили конкурс на новый букварь, и победил букварь филолога и педагога Клышко. При создании учебника автор изучил более 500 букварей разных стран на разных языках. В его букваре много юмора, шуток, сказок, загадок, считалок, присказок, поговорок, народных примет, ребусов, игр со звуками, буквами, словами. Сами тексты лирические, повествовательные, научно-популярные и описательные и рассказывают детям о стране, значительных деятелях Беларуси, праздниках, природе, социальных устоях. Не оставляя без внимания то, что учить грамоте нужно на основе устного языка, близкого детям по лексике, грамматике, тематике, в букваре предлагается всевозможный материал. Текстовый материал букваря был в основном авторский, не адаптировался. Книга выделялась тонким поэтичным ощущением живого белорусского языка с его богатым лексико-грамматическим ладом, экспрессией, различностью игрового языкового материала (пословицы, поговорки, скороговорки, ребусы, загадки). Со вкусом оформленный букварь Клышко получил золотую медаль на Международной выставке в Лейпциге (1977).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     «Букварь» А. Клышки  2017 г. «Букварь» и построен как развернутая слоговая таблица. Вводится новый прием обучения чтению прямого открытого слога (слияния). Сначала идут тексты со словами, состоящими только из слогов на а (а это благодаря тому, что сначала изучаются 19 согласных), затем на о, у, ы, и, е, я и т.д. Конечно с включением ранее изученных типов слогов. Вся первая треть букваря состоит из таких коротких трехбуквенных и двусложных слов. Это и есть основание для того, чтобы все последующие слова не читать по слогам, а сразу, даже в длинных словах, видеть больше, чем слоги, части. В «Букваре» А. Клышко к чтению слов и текстов ученики переходят только тогда, когда буквы изучены, многократно повторены и мгновенно воспринимаются, озвучиваются первоклассниками. Через чтение в букваре графических полосок с напечатанной начальной буквой у первоклассника вырабатывается навык связывать букву не с изолированным звуком, а со звуком в слове.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Букварь 2024.  Принципом построения Букваря по-прежнему является звуковой аналитико-синтетический метод, предложенный ещё Константином Ушинским. По-прежнему сначала учащиеся знакомятся со звучащим словом. Сначала мы, как и в старом «Букваре», изучаются буквы, которые обозначают гласные звуки. Даются сразу все буквы, обозначающие один гласный звук. Первое полноценно прочитанное слово -мама. Ведь это самое понятное слово и обозначает главного человека в жизни каждого ребёнка. Буква «м», именно с него начинается изучение  согласных и чтение слогов и слов. В книге очень много ребусов, творческих заданий, работы с пословицами. Всё то, что мы выискиваем для более подготовленных и смышлёных детей. При подобном наборе заданий отпадает вопрос о дополнительных пособиях учащимся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Букварь Тихомирова впервые был издан в 1872 году. Он был одной из самых распространенных книг, по которой дети христиан постигали азы грамоты и счета, учились понимать красоту и богатство родного языка, знакомились с главными праздниками православных христиан. Букварь выдержал 160 изданий и вышел тиражом более 5 млн. экземпляров.

Букварь Тихомирова давал детям первые навыки чтения, письма и счета, пробуждал у них интерес к родному слову, самые светлые чувства и мысли, веры в добро и благородство души, любви к своему Отечеству.

Краткие рассказы из Священного Писания знакомили юных читателей с историей жизни с Богом и жизни на земле, пробуждая в их светлых душах чувства сострадания и сопереживания.

 

 

поделиться в: