Профориентация

Новые правила для поступления на условиях целевой подготовки

Новые правила для поступления

на условиях целевой подготовки

 

В  2024 году абитуриенты, поступающие на условиях целевой подготовки, как и в прошлом году, сдают внутренний экзамен по первому профильному предмету. Конкурс будет выстраиваться на основе суммы среднего балла аттестата (диплома колледжа) и балла, полученного на внутреннем экзамене. Также целевиков ждёт несколько нововведений:

 Для целевиков вводим порог:   минимум 7 баллов по всем предметам. Проведение внутренних вступительных испытаний и зачисление в вузы на условиях целевой подготовки и на общих основаниях смещаем на начало июля 2024 года — после выдачи аттестатов и дипломов выпускникам школ и колледжей, — сообщил министр образования Андрей Иванец корреспонденту sb.by.

Вопросы к вступительным экзаменам по целевым договорам в 2024 году

Чтобы участвовать в конкурсе на целевое обучение, абитуриенты должны будут подать в приёмную комиссию вуза, собственно, договор о целевой подготовке и рекомендацию с последнего места работы (службы) или педагогического совета учреждения образования, которое окончил абитуриент. А также медицинскую справку; документ, удостоверяющий личность; характеристику со школы или колледжа (для тех, кто окончил школу или колледж в год приёма в вуз).

Напомним, что срок отработки целевого после вуза — 5 лет.

 

Тестирование "Шаг в профессию"

    Начал работу новый цифровой сервис – «Шаг в профессию».

    Сервис включает тестирование по трем типам:

  • профориентация – позволяет определить сферу интересов и предполагаемый топ-профессий по ней;
  • профотбор – степень того, насколько выбранная профессия подходит
  • тестируемому;
  • комплексное тестирование – определяет «портрет» тестируемого
  • и предложения по профессиям.

    В отличие от обычной помощи в выборе профессии, сервис позволяет не только пройти глубинное исследование: определить сферу интересов, оценить, насколько человек подходит выбранной профессии, но и изучить востребованность профессии на рынке труда.

Тестирование можно пройти здесь

 

Советы учащимся при выборе профессии

СОВЕТЫ УЧАЩИМСЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:

  • Выбор профессии «за компанию».
  • Подчинено давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.
  • Увлечение только внешней стороной профессии.
  • Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.
  • Устаревшее представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии.
  • Отождествление учебного предмета с профессией.
  • Незнание и недооценка своих физических противопоказаний.
  • Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.
  • Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.
  • Недостаточное знание профессии.

При выборе профессии нужно:

  • Знать как можно больше профессий, структуру рынка труда;
  • Определиться в своих интересах;
  • Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;
  • Иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;
  • Иметь (желательно) опыт профессиональных проб.
  • Оценить свои психологические и психофизиологические особенности личности (склонности, способности, темперамент, характер, состояние здоровья);
  • Знать региональную структуру потребности в кадрах, имеющую свою специфику в каждом регионе;
  • Знать содержательные особенности и условия трудовой деятельности.

Выбирая профессии, важно:

  • Определить свои способности, возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе. Это можно сделать, обратившись к школьному психологу. При этом надо помнить, что даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными качествами для данной профессии, еще не делает вас готовым специалистом. Так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, то есть профессионального обучения (образования).
  • Получить информацию об интересующих профессиях: содержание работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку. Перспективах развития профессий и др.
  • Узнать, в каких учебных заведениях, и на каких условиях можно получить интересующую специальность.
  • Выяснить возможности трудоустройства. Проанализировать собранную информацию, проконсультироваться со специалистом-профконсультантом в центре занятости.

Выбирая учебное заведение:

  • Узнайте всё об учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.
  • Убедитесь в том, что вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.
  • Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.
  • Если учебное заведение проводит собеседование, важно основательно к нему подготовиться. Начните с того, что обдумайте причины вашего выбора и ваши профессиональные интересы. Какими умениями и навыками вы обладаете? Как лучше всего показать, что ваши личные интересы и способности соответствуют месту обучения, на которое вы претендуете?
  • Готовясь к собеседованию, уделите время своему внешнему виду. Опрятности и соответствующей одежде сегодня придается огромное значение.
  • Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

 ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

    
I. Незнание правил выбора профессии:
1. Выбор за компанию.
2.  Перенос отношений к человеку на саму профессию.
3. Отождествление учебного предмета с профессией.
4. Ориентация сразу на профессии высокой квалификации.
5. Неумение определить путь получения профессии.
 
II. Незнание самого себя:
1. Недооценка своих физических способностей.
2. Незнание своих психологических особенностей.
3. Неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
 
III. Незнание мира профессий.
1. Увлечение только внешней стороной профессии.
2. Устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.
3.Предубеждение в отношении престижности профессии.
4. Незнание требований профессии к человеку.

Советы школьникам

Советы школьникам в выборе профессии

СОВЕТЫ ШКОЛЬНИКАМ

Уделите достаточно внимания обдумыванию вопроса, кем бы вы хотели быть, какую профессию получить хотя бы на первом этапе своей самостоятельной жизни. Не послушайте лишнюю аудиокассету, не посмотрите лишний фильм, а подумайте о выборе профессии. А лучше – не раз и не два.

Познакомьтесь с требованиями, предъявляемыми профессией, с точки зрения своего здоровья, характера, усидчивости, инициативности, умения устанавливать деловые контакты, вести разговор, желания учиться в последующем. Ведь получение профессии – это только начало профессионального роста.

Не обращайте внимания, если вам скажут, что профессия, которую вы хотите получить, не для вас. Знаменитый ученый Альберт Эйнштейн математику даже на тройку знал слабовато. Его не единожды математик называл тупицей и добавлял: «Он никогда ничего не добьется». Но ошибся: фамилию учителя давно забыли, а Эйнштейна знает весь мир!

Советуйтесь с родителями по поводу своего выбора. Но помните: если кто-то из родителей будет вам говорить, что им нравится та или иная профессия и они хотели бы вас видеть в ней, – это их предпочтения, но никак не ваши. Только если эти предпочтения совпадают с вашими – к ним следует прислушаться. В другом случае решайте сами. Это должен быть ваш выбор. Вам работать по этой профессии. Она должна нравиться именно вам!

Если вы еще не разобрались в своем характере – узнайте, какую литературу по этому вопросу почитать. Обратитесь к школьному психологу. Чем больше знаешь по этому вопросу – тем проще сделать выбор. Полагаем, вы сами догадываетесь, что свойства характера и требования к профессии бухгалтера, экономиста, юриста, менеджера, продавца, наладчика оборудования, предпринимателя несколько разные. Помните: психологи утверждают, что существует около 30 типов талантов (интеллектов), из них 12 наиболее выраженных. А в каждом из них есть по четыре. Разница только в силе, с которой они в нас заложены. Но наиболее часто встречаются следующие:

1. Вербально-лингвистический – заключается в природной способности читать и писать слова. Им обладают журналисты, писатели, юристы, учителя.

2. Цифровой – имеет отношение к данным, измеряемым в цифрах. Характерен для математиков. Высококвалифицированный инженер должен обладать одновременно вербально-лингвистическим и цифровым талантами.

Советы родителям

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Вы должны помнить, что самые главные учителя ребенка – это вы.

Имейте в виду, что хорошие оценки ребенка в школе еще не означают, что он преуспеет в жизни, если не определится правильно. Жизнь, в которую они вступают, – это новая учеба. И троечник, постоянно осваивающий новое дело, может быстро догнать хорошиста, которому новое дело и знания даются труднее.

Вы помните своего ребенка маленьким, когда он только начинал ходить? Он падал и вставал, снова падал, снова вставал. Так может быть и во взрослой жизни. Помогайте ему вставать, анализируйте причины падения, подсказывайте! Ведь вы знаете своего ребенка лучше всех. И вы можете ему помочь во многом – в том числе и при выборе профессии. Вы лучше чувствуете, к чему у него лежит душа.

Не убивайте в детях инициативу! Разбросанные в комнате провода, болтики, поделки, выкройки, рисунки, вырезки – это не мусор. Это склонность, увлечение. Это – начало выбора профессии. Или познание того, что потом пригодится в жизни.

Помните! Советуя что-то детям при выборе профессии, вы излагаете свои предпочтения, т.е. то, что нравится вам. Но это не обязательно может нравиться вашему ребенку. В мире нет двух одинаковых листьев, двух одинаковых отпечатков пальцев, двух одинаковых людей, двух одинаковых интеллектов. Подсказывайте, обсуждайте, взвешивайте, но принимать решение предоставьте своему ребенку. Он лучше знает, к чему его больше влечет.

Ваш ребенок мог плохо учиться (или учится) в школе потому, что у него недостаточно заложен вербально-лингвистический интеллект, а школа именно на него и ориентируется. Но в ребенке могут быть (и есть!) другие виды интеллекта. Помогите детям их узнать и раскрыть. Все дети способные, все хотят учиться! Но не одному и тому же и не одинаковым способом. Может, ваш ребенок окажется способным к освоению профессии через практику. Привлекайте его ко всему, где что-то надо делать и соображать самому. Многие именно так научились играть на музыкальных инструментах, не зная нот и не беря ни у кого уроков. Но у них было желание! 

Помните: «терпение и труд – все перетрут»!

Востребованные профессии в Крупском районе

Востребованные профессии в Крупском районе

Наиболее востребованы специалисты сельского хозяйства:

  • животновод;
  •  
  • ветеринар;
  •  
  • зоотехник;
  •  
  • оператор машинного доения;
  •  
  • тракторист.

Ощущается недостаток представителей таких профессий как:

  • слесарь различных специализаций,
  • слесарь-ремонтник,
  • слесарь по ремонту автомобилей,
  • слесарь механосборочных работ;
  • оператор станков с ЧПУ;
  • токарь;
  • наладчик станков и оборудования;
  • электромонтер;    
  • станочник.

 

 В сфере обслуживания ценятся такие профессии как:

  • повар;
  • продавец;
  • официант;
  • парикмахер;
  • мастер по маникюру.

Нанимателям различных форм собственности постоянно требуются:

  • водители автомобиля / машинист бульдозера.

На самом пике востребованности находятся рабочие строительных профессий:

  • каменщик;
  • кровельщик;
  • столяр;
  • плотник;
  • слесарь-сантехник;
  • дорожный рабочий;
  • техники различных специализаций(сантехник, электрик).

 

Среди служащих на рынке труда спросом пользуются:

  • инженеры по различным направлениям:
  • инженер по охране труда;
  • инженер-механик;
  • инженер-электрик.

В чём разница между учреждениями ССО и ПТО?

    Учреждения ПТО - это профессиональные лицеи или колледжи, по окончании которых учащийся получает профессионально-техническое образование (рабочую профессию). Выпускник учреждения ПТО может в дальнейшем получить как среднее специальное, так и высшее образование. Если учащийся поступил в учреждение ПТО после окончания 11 классов, то уже после года обучения он может претендовать на сокращённое обучение на уровне среднего специального образования.

    Учреждения ССО - это колледжи, по окончании которых учащийся получает среднее специальное образование (техническую специальность, профессию, навыки управленческой работы). Это принципиально отличает выпускника учреждения ССО от выпускника учреждения ПТО, где даются только законченное среднее образование и рабочая профессия. Обучающиеся в учреждениях ССО уже являются студентами, в отличие от учащихся в системе ПТО. 

    Выпускник учреждения ССО может поступить в ВУЗ сразу на второй курс на заочную сокращённую форму обучения. При этом не нужно сдавать централизованное тестирование, зачисление проходит по результатам внутренних экзаменов и среднему баллу аттестата колледжа. 

Плюсы обучения в колледжах и лицеях

Во время обучения вы получаете:

  • место в общежитии;
  • стипендию;
  • бесплатное горячее питание;
  • бесплатный проезд в общественном транспорте (для учащихся 1-2 курса учреждений, расположенных на территории г.Минска);
  • возможность заработать во время каникул и при прохождении практики.

    Однако, главным плюсом остаётся профессия, которую вы получите и которая сделает вас конкурентоспособным на рынке труда. С профессией вы в любой момент сможете пойти работать и материально обеспечивать себя.

Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования Беларуси

С целью совершенствования деятельности в сфере профессиональной ориентации школьников и решения проблем, связанных с поступлением молодежи в учреждения профессионального образования, Республиканский институт профессионального образования разместил справочник абитуриенту: «Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования Беларуси»

http://ripo.unibel.by/map

Бесплатное прохождение профориентационного теста

https://kudapostupat.by/tests